Лебенсон Авраам Доб Бер
(Берель Михалишкер, известен также под аббревиатурой ??? — Авраам Доб Михалишкер) — поэт и грамматик.
Род. около 1794 г. в Вильне, ум. там же в 1878 г. Лишившись в детстве матери, Л. жил у своего деда, Ионы Доманского, давшего внуку традиционное воспитание.
Согласно обычаям того времени Л. женили на 13-м году жизни, после чего он переехал в м. Михалишки, где жили родители его жены. Путем самообразования Л. по еврейским источникам ознакомился с грамматикой, средневековой философией и математикой, а некоторое время увлекался каббалой и мистикой.
Вернувшись в Вильну, Л. занялся педагогической деятельностью, затем в течение ряда лет был маклером, посвящая досуг литературе.
С 1848 по 1864 г. Л. состоял старшим учителем еврейского и халдейского языков в виленском раввинском училище.
Первые поэтические произведения, с которыми Л. выступил в печати, были Gelegenheitsgedichte: "Schir Chahibim" (ода в честь графа Тышкевича, 1822), "Ebel Kabed" (элегия на смерть Саула Каценеленбогена, 1825) и др. Появившийся в 1842 г. (переиздан в 1863 г.) первый том "Schire Sefat Kodesch" (второй вышел в 1856 г., а третий, Jeter Schire Adam, в 1870 г.) составляет новый период в истории новоеврейской поэзии.
Для верной оценки поэтического дарования Л. необходимо принять во внимание, что, не зная других языков, кроме еврейского, он не имел возможности ознакомиться с творениями европейских поэтов и высшим образцом для него являлись Вессели и его эпигоны (см. стихотворение Л. "Ghalom Ereb"). Верный заветам "меассефистов", он высшую цель поэтического творчества видел в служении "прекрасному и единому" языку пророков (см. предисл. к 2-му изд. Schire Sefat Kodesch). Его стихи часто страдают поэтому излишней риторичностью, и в них больше рассудочности и версификаторского искусства, чем настоящего вдохновения.
Схоластическое воспитание и узость кругозора не дали Л. возможности нормально развить свое поэтическое дарование, которое проявилось во всей своей мощи только в цикле поэм, навеянных и проникнутых ужасом смерти.
Поэмы "Ha-Mitonen", "Ha-Chemlah", "Misped Mar" представляют сплошной вопль души поэта, потрясенной недолговечностью человеческого существования, эфемерностью и призрачностью человеческого счастья.
Мощные стихи, в которых поэт рисует победное торжество всесокрушающей смерти, захватывают своим трагическим пафосом и проникновенным лиризмом.
По гибкости и многообразию форм, по богатству языка Л. далеко опередил поэтов предшествовавшей эпохи. "Schire Sefat Kodesch" имели исключительный успех; их заучивали наизусть, распевали по всему Северо-Западному краю. Л. стал одним из общепризнанных лидеров тогдашних "maskilim". Произнесенная им на смерть М. А. Гинцбурга (см.) проповедь "Kinat Soferim" (1846), в которой Л. выступил в защиту тогдашних прогрессистов, произвела большое впечатление и много способствовала тому, что виленские "maskilim" основали первую хоральную синагогу в Вильне, "Taharat ha-Kodesch", в которой Л. произносил проповеди.
Когда в том же 1846 году Вильну посетил М. Монтефиоре, Л. представил ему записку, в которой изложены были основные тезисы программы прогрессистов 40-х годов о реформировании быта русского еврейства.
Л. указывал на четыре основные причины ("?????? ???? ?????") печального положения евреев: 1) неправильное воспитание и отсутствие прикладных знаний, 2) ранние браки, 3) односторонность и фанатизм раввинов, 4) страсть к роскоши.
Об устранении этих зол Л. просил Монтефиоре хлопотать у государя (Jeter Schire Adam, 63—72). Те же воззрения Л. проводит в написанном им в 40-х годах самом крупном своем произведении — трехактной аллегорической драме "Emet we-Emunah", в которой осмеиваются (в лице героя драмы, ханжи Цибона) религиозный фанатизм и тартюфство и поются дифирамбы просвещению и производительному труду. Эту обличительную драму, в которой наиболее выпукло и красноречиво выражены чаяния тогдашних "maskilim", Л. не мог, однако, опубликовать в свое время, и она появилась лишь четверть века спустя (1807), когда в еврейской литературе началась усиленная борьба за религиозную реформу.
В 1848 г. Л. (совместно с И. Бенъякобом) приступил к новому изданию Библии с немецким переводом (евр. шрифтом) и комментарием мендельсоновской школы с различными дополнениями.
Это 17-томное издание, закончившееся печатанием в 1853 г., сыграло культурную роль в истории просвещения русского еврейства; на нем еврейские "maskilim" изучали не только Библию, но и немецкий язык, что дало им возможность ознакомится с культурой Запада.
Этим изданием, как и последовавшим трудом "Torat ha-Adam" (комментарий к Иезекиилу, Иеремии и Малым Пророкам, 1858), Л. зарекомендовал себя как весьма сведущий исследователь еврейского языка. Л. издал также известный труд Бен-Зеева "Talmud Leschon Ibri" (со значительными дополнениями, Jitron le-Adam, 1874; и "Mechkere Laschon" С. Левизона (с дополнениями, 1849). В 1895 г. вышло полное собрание стихотворений Л. — Ср.: Torat ha-Adam (предисловие); Funn, Safah. le-Neemanim, 156—158; Л. Гордон, "Евр. библиотека", VIII, 160—177; Zeitlin, BHM., 192—194; R. Brainin, в Ha-Eschkol, I; S. Mandelkern, в Ha-Asif, III, 417—425; Ha-Jom, 1886, № 158; Ha-Schiloach, II, 42—48; A. Paperna, Ha-Dramah (1868); id., в Hed ha-Zeman, 1910, №№ 176—178; И. Клаузнер, "Новоевр. литер.", 22—24; J. E., VII, 657; B. Mandelstam, Chason la-Moed, II, 76—90 (об основании Taharat ha-Kodesch); Л. К., "А. Б. Лебенсон и его время", "Русск. евр.", 1880, № 3, 1881, №№ 9—12, 15. С. Цинберг. {Евр. энц.}