Лебедь Александр Иванович
Род. 1950, ум. (трагически погиб) 2002. Российский политик.
Кадровый военный, генерал-лейтенант, выпускник Рязанского воздушно-десантного училища (1973). Участник войны в Афганистане (1981—82, командир батальона), также командовал 14-й армией в Приднестровье (1992—95). Депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации (1995—96), секретарь Совета безопасности Российской Федерации (1996), губернатор Красноярского края (1998—2002). Опубликовал воспоминания "За державу обидно". Лебедь, Александр Иванович Губернатор Красноярского края (1998—2002); родился 20 апреля 1950 г. в г. Новочеркаске Ростовской области; окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище в 1973 г. и Военную академию им. Фрунзе в 1985 г.; генерал-лейтенант запаса; служил в Вооруженных Силах на различных командных должностях; был участником боевых действий в Афганистане в качестве командира батальона; с 1985 г. — командир полка Тульской воздушно-десантной дивизии, с 1986 г. — заместитель командира Псковской воздушно-десантной дивизии; с февраля 1991 г. по июнь 1992 г. был заместителем командующего Воздушно-десантными войсками по боевой подготовке и военно-учебным заведениям; в августе 1991 г. в дни путча ГКЧП батальон ВДВ под его руководством взял под охрану здание Верховного Совета России; в июне 1992 г. вступил в командование 14-й армией в Приднестровье; в сентябре 1993 г. был избран депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской республики от Тирасполя; в июне 1995 г., не согласившись с приказом о реорганизации 14-й армии, подал рапорт об уходе в отставку; примкнул к Конгрессу русских общин (КРО), был избран членом, заместителем председателя Национального Совета КРО; в октябре 1995 г. на Учредительном съезде общероссийского общественного движения "Честь и Родина" единогласно избран его председателем; в декабре 1995 г. был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, был членом депутатской группы "Народовластие", членом Комитета Государственной Думы по обороне; в январе 1996 г. съезд КРО выдвинул кандидатуру А. Лебедя в Президенты РФ; в первом туре набрал около 11 миллионов голосов — 14,7% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, пропустив вперед Б. Ельцина и Г. Зюганова; в июне 1996 г. был назначен Секретарем Совета Безопасности РФ и помощником Президента РФ по национальной безопасности, сложил депутатские полномочия в Государственной Думе; возглавил делегацию на переговорах о прекращении боевых действий в Чечне и выводе федеральных войск; осенью 1996 г. снят со всех постов Указом Президента РФ; в 1997 г. стал инициатором создания и председателем Политсовета Российской народно-республиканской партии (РНРП); 17 мая 1998 г. во втором туре выборов был избран губернатором Красноярского края (набрал 59% голосов, в то время как его соперник, бывший губернатор В. Зубов — 39%); с 1998 г. по должности входил в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся членом Комитета по вопросам экономической политики; в ноябре 2001 г. сложил полномочия члена Совета Федерации в связи с назначением в него представителя администрации края согласно новому порядку формирования верхнейпалаты российского парламента; после избрания губернатором оставил официальные посты в руководстве РНРП и движения "Честь и Родина", продолжая быть их неофициальным лидером; в июне 1998 г. стал инициатором создания и руководителем общественной организации "Миротворческая миссия на Северном Кавказе"; 31 июля 1998 г. на III съезде РНРП вновь был избран лидером этой партии; автор книг "Спектакль назывался "Путч", "За державу обидно"; награжден орденами и медалями, в том числе Орденом Красной Звезды за участие в боевых действиях в Афганистане; почетный гражданин г. Тулы; погиб 28 апреля 2002 г. при катастрофе вертолета в Ермаковском районе Красноярского края. Выступал с резкой критикой политики Президента и Правительства, считая их повинными в подрыве государственности и развале экономики, остром социальном кризисе.
Об угрозах России высказывался, в частности, так: "Новое, ползучее, липкое, тлетворное иго, надвигающееся на нашу землю со всех сторон, направлено против души народа.
Враг страшен тем, что он невидим.
С ним нельзя скрестить меч. Его нельзя достать пулей. Но он есть. Он разрушает основополагающие моральные устои, завещанные нам предками, и заменяет их импортным суррогатом чуждых нам идей. Он плодит всевозможные секты, партии, общественные организации мутной направленности и проповедует Православной России православие на английском языке. Он создает политический, экономический хаос, стравливает народы, организуя для них себе на забаву всевозможные вооруженные конфликты и гражданские войны. Он поощряет разгул преступности и препятствует борьбе с ним. Он организует "утечку мозгов" и тем уничтожает интеллектуальный потенциал государства Росийского.
Он делает все для того, чтобы процес разрушения Державы стал необратим, и уже во многом преуспел". ("Подмосковье", 24 июня 1995 г.). Систему своих воззрений А. Лебедь изложил в подробном интервью "Новой газете" (№ 4, 27 января — 2 февраля 1997 г.). Одной из первостепенных проблем он считает распределение власти, полномочий и ответственности.
Отстроенная в стране "авторитарная пирамида власти", по его словам, еще как-то функционирует, только пока президент, все подобравший под себя, здоров и стоит на ее вершине.
Однако даже работая по 24 часа в сутки, он не в состоянии закрыть собой все проблемы, подчеркивает А. Лебедь. "Надо просто разумно разделить между президентом, правительством, Советом Федерации, Думой, Конституционным Судом, Верховным Судом полномочия и функции и работать цивилизованно". По мнению А. Лебедя, в стране нет системы принятия государственных решений. "До тех пор, пока она не будет создана, страна будет идти вразнос.
Война в Чечне была, а автор этой авантюры — он никому не известен.
Есть десятки примеров того, как принимаются самые дикие решения, которые противны всякой логике, всякому здравому смыслу, в том числе и интересам государства". "Надо начинать с отлаживания системы управления и системы принятия высших государственных решений" — утверждает А. Лебедь.
В конце 1996 г. Лебедь публично декларировал необходимость конституционной реформы и свое видение ее. "Суть конституционной реформы, пояснил он, состоит в том, чтобы превратить Россию из суперпрезидентской республики, коей она сегодня является, в президентско-парламентскую.
Каждому должны быть положены такие полномочия, с которыми он мог бы справиться во благо страны.
Передел собственности не грозит, просто критерии будут изменены". Основополагающим критерием, по словам А. Лебедя будет "эффективный собственник". То есть "человек, который создает рабочие места, закрывает социальную сферу и исправно платит налоги". Экономическую ситуацию в стране можно улучшить, по мнению А. Лебедя, прежде всего убрав препоны на пути возврата отечественных капиталов в страну, расчистив пути для инвестиций, изменив нынешнюю "совершенно абсурдную" налоговую и таможенную политику, наконец, создав правила игры, систему залогов и систему страхований — всего того, что способствует притоку капитала в страну.
С конца 1996 г. А. Лебедь практически единственный из ведущих российских политиков, открыто заявляющий о своей подготовке к новым президентским выборам.
Он высказывал мнение и о необходимости досрочного их проведения.
Наблюдатели, впрочем, достаточно критически оценивали его потенциал, как кандидата в президенты.
По мнению газеты "Московские новости", "Очевидным слабым местом генерала является отсутствие у него не только собственной команды, но даже и политических союзников.
Хотя генерал не устает заявлять о многочисленных приверженцах и неистощимых финансовых ресурсах, оснований доверять этому пока нет. Конгресс русских общин и Демократическая партия России сочли Лебедя чрезмерно амбициозным и предпочли налаживать контакты с Юрием Лужковым.
Сегодня в его распоряжении осталась лишь Российская народно-республиканская партия, создаваемая на основе движения "Честь и Родина". (в 1998 г. численность РНРП составляла примерно 30 тыс. человек, в основном инженеры, в том числе безработные, офицеры в отставке, представители малого и среднего бизнеса).
Что же касается финансового положения потенциального кандидата в президенты, то достаточно сказать, что сбор подписей за выдвижение Лебедя на пост тульского губернатора был произведен на средства Александра Коржакова". В отношении перспектив решения "чеченского вопроса" через год после подписания Хасавюртовских соглашений А. Лебедь в интервью "Независимой газете" (29.08.97) заявил, что "Президент лично вычеркнул из преамбулы договора о мире с Чечней упоминание Хасавюртовских соглашений и избавил чеченцев от данного ими слова решать проблему на холодную голову". Нынешние отношения, по оценке А. Лебедя, зашли в тупик, у двух сторон нет основы для дальнейшего разговора.
Вместе с тем, он подчеркнул, что "суверенной независимой Чечни не может быть не только потому, что Россия не желает ее отпустить.
Прецедент страшен.
Отпусти завтра Чечню — и послезавтра взовьются Северная Ирландия, Страна басков, Курдистан, Карабах, Абхазия, Приднестровье". По убеждению А. Лебедя, нужна "принятая на холодную голову дипломатическая формула, которая устроила бы обе стороны", время для поиска которой давали именно "дискредитированные" Хасавюртовские соглашения.
В июне 1998 г. на Учредительной конференции межрегиональной общественной организации "Миротворческая миссия на Северном Кавказе", в которой приняли участие делегации девяти северокавказских субъектов РФ, включая Чечню, А. Лебедь критически оценил политику Москвы на Северном Кавказе, как чреватую большой войной, резко отозвался о персональных амбициях республиканских лидеров, а, обосновывая свое стремление "послужить делу мира" в беспокойном регионе, заявил, что профессионально чувствует истоки войны, знает как убить ее в зародыше и попытается сделать это. А. Лебедь выступил на этой конференции с неожиданным предложением: объединить все республики и края региона в один северокавказский край, что позволит забыть о перекройке административных границ, суверенизации, непомерных амбициях устоявшихся политических элит. Это предложение не вызвало энтузиазма у участников учредительной конференции.
Были сформулированы основные задачи Миротворческой миссии: посредничество в урегулировании межэтнических конфликтов, содействие освобождению заложников, возврату беженцев, участие в разработке программ экономического и социального развития.
В числе первых шагов А. Лебедя на посту губернатора Красноярского края было опубликование законопроекта "Об отзыве губернатора" в качестве ответа утверждениям оппонентов о том, что его губернаторство лишь трамплин к президентским выборам 2000 года. "Я себе сжигаю мосты, заявил Лебедь. — Если вдруг граждане увидят, что я пришел сюда готовиться к выборам, грабить регион, то вот вам механизм: зарвавшегося губернатора — отозвать". Вместе с тем Лебедь не отрицал возможности своего участия в выборах президента, если в крае "все начнет расцветать, все начнут жить, увидят, что пошел процесс если не бурного, но подъема, если все убедятся, что стоят на правильной дороге" ("КоммерсантЪ", 19 мая 1998 г.). В августе 1998 г. на встрече с журналистами в Красноярске губернатор Лебедь признал, что экономическое положение края со времени его победы на выборах никоим образом в лучшую сторону не изменилось, более того, стало еще хуже. По мнению А. Лебедя основная причина сложившейся ситуации — отсутствие финансовой поддержки со стороны федерального центра, вынуждающего регион выживать за счет внебюджетных ресурсов.
Именно поэтому, по словам губернатора, отношения края с Кремлем обострились до такой степени, что он не исключает возможности конфликта. "У меня есть опыт миротворчества, но есть и опыт давления", — заявил генерал Лебедь. 14 августа 1998 г. А. Лебедь заявил об отказе получать свою губернаторскую зарплату до тех пор, пока не будут выплачены все долги бюджетникам и ситуация с зарплатой в крае не нормализуется ("Сегодня", 15 августа 1998 г.). Одновременно губернатор подписал постановление о создании в крае чрезвычайного кризисного штаба по решению вопросов с зарплатой.