Лавровская Елизавета Андреевна
— известная русская певица-контральто; род. в 1845 г. Окончила курс в московском Елизаветинском институте, затем в Петербургской консерватории; в 1866 г. поступила на Императорскую русскую оперную сцену в Петербурге, на которой пробыла 3 года. Л. пела в Лондоне, Париже, Берлине, Милане и разных городах России с огромным успехом.
В настоящее время занимает место профессора пения в Московской консерватории.
Н. С. {Брокгауз} Лавровская, Елизавета Андреевна (по мужу княгиня Цертелева) — известная певица; род. в Кашине, Орловской губ., в 1849. В 1851 отец ее (чиновник) переехал в Москву, где Л. и воспитывалась в Елисаветинском институте в 1861—64. Уже в институте голос Л. обращал на себя внимание; она училась там пению у Фензи. В 1865 Л. на стипендию В. К. Елены Павловны поступила в СПб. консерваторию, по классу Ниссен-Саломон.
Еще до окончания консерватории Л. выделилась исполнением заглавной партии в "Орфее" Глюка (на ученическом спектакле), после чего с успехом дебютировала на Мариинской сцене, будучи еще ученицей, в январе 1868 ("Жизнь за Царя"). Весной того же года Л. окончила консерваторию, и тотчас же принята была на Мариинскую сцену. Превосходное контральто Л.; сильное и ровное, вместе с талантливым исполнением быстро создали ей славу. Вместе с Мельниковым, Меньшиковой, Леоновой, Никольским и другими Л. дала начало расцвету русской оперы в СПб. В казенной опере Л. пела только 4 года (Ваня, Фидес, Рогнеда, Ратмир, княгиня и др.), после чего лишь гастролировала в СПб. (1879—80), отдавшись концертным путешествиям по России, а также по Италии, Германии и Англии, чем создала себе европейское имя. В 1870 Л. производила фурор в Одессе, в первый сезон открытия там русской оперы Бергера.
В 1888 Л. приглашена была профессором пения в московскую консерваторию, на каковой должности состоит и поныне.
В первое время своего пребывания в Москве Л. часто выступала в концертах, а несколько раз и в опере. {Риман} Лавровская, Елизавета Андреевна (по мужу княгиня Цертелева) [1 (13).10.1845 (в нек-рых источ. апр. 1849), г. Кашин Твер. губ. — 4.2.1919, Москва] — арт. оперы (контральто), камерная певица и педагог.
Род. в семье мелкого чиновника.
С 1857 жила с родителями в Москве.
Обладая ярко выраженными вокальными данными, обратила на себя внимание князя С. М. Голицына, к-рый определил ее на казенный счет в моск. Елизаветинский ин-т (1861—64). Среди др. предметов здесь преподавалась музыка (итал. педагог Фензи) и пение. В 1865—68 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан), к-рую окончила с большой серебряной медалью.
Впервые выступила в 1867 в партии Орфея в ученическом спектакле п/у А. Рубинштейна на сцене Михайловского дворца, после чего была отправлена на летний период за границу (на средства вел. кн. Елены Павловны).
Посетила Лондон, Париж (здесь ее слушали Дж. Россини и директор "Гранд-Опера", высоко оценившие талант певицы), Баден (где брала уроки у П. Виардо).
Вернувшись в Петербург, продолжила учебу в конс. 3 дек. 1867 приняла участие в концерте РМО п/у Г. Берлиоза (2-й акт "Орфея и Эвридики"). 24 янв. 1868 дебютировала в партии Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки) на сцене петерб.
Мариин-ского т-ра, где выступала до 1872 и в 1875—76, 1879—80, 1886—87. В 1890—91 солистка моск. Большого т-ра. В 1870 и 1874 гастролировала в Одессе (открытие оперного театра), Киеве, Харькове, в 1888 — в Казани.
Обладала красивым, звучным, ровным голосом чарующего "бархатного" тембра и обширного диапазона (свыше двух октав), с легкостью преодолевала любые тесситурные трудности (наряду с контральтовыми пела также меццо-сопрановые партии).
Исп. отличалось экспрессией, тонкой фразировкой, чувством стиля. "И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью... чтобы очаровать слушателя.
Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам... Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности..." (П. Чайковский) *. 1-я исп. партий: Груни ("Вражья сила"), Ольги ("Евгений Онегин", в петерб. салоне Ю. Абазы), Старухи ("Сон на Волге"), Эльмаз ("Аммалат-Бек"); в Одессе — Морозовой ("Опричник"; Чайковский писал эту партию в расчете на ее голос); в Мариинском т-ре — Орфей ("Орфей и Эвридика"), Зибеля ("Фауст"); на рус. сцене — Фидес ("Иоанн Лейденский"). Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки; готовя эту роль для дебюта, брала уроки актер. мастерства у известного драм. актера В. Самойлова), Ратмир ("Руслан и Людмила", в этой партии критики сравнивали Л. с А. Петровой-Воробьевой), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Арзаче, Ульрика, Азучена, Амнерис, Зибель, Фидес. Др. партии: Рогнеда ("Рогнеда"); Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Паж Урбан. Партнеры: Г. Кондратьев, Б. Корсов, П. Лодий, И. Мельников, А. Панаева-Карцева, Ю. Платонова, И. Прянишников.
Пела п/у А. Аренского, Э. Направника.
После незаслуженного отчисления певицы из Мариинского т-ра в 1872 уехала совершенствоваться в вокальном искусстве в Париж к П. Виардо, а через год с триумфом гастролировала в Европе.
После концертов в Неаполе и Флоренции муз. общества этих городов наградили певицу почетными дипломами и выпустили медаль в ее честь. В Германии муз. критики, сравнивая Л. со многими великими артистами, отмечали, что у русской певицы больше теплоты чувства и выразительности. (В Дрезден. галерее имеется портрет певицы.) После успешных концертов также в Лондоне и Париже вернулася в Россию, где продолжала интенсивную конц. деят-сть, гастролируя в Москве, Петербурге, Саратове, Казани, Прибалтике.
В обширном и разнообразном репертуаре певицы были произв.
В. А. Моцарта, Н. Ваккаи, Ф. Шуберта (с особенным мастерством исп. балладу "Лесной царь"), Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, Ж. Массне, С. Монюшко (с особенным мастерством исп. "Вечера"), сольные партии в 9-й симфонии и Мессе C-dur Л. Бетховена (1871, п/у Э. Направника), Реквиеме Дж.-Верди (1890, в ансамбле с А. Барцалом, И. Бутенко, М. Дворец), Реквиеме В. А. Моцарта (1891, в ансамбле с B. Майбородой, Н. Преображенским).
Но особое место в ее конц. программах занимали романсы рус. композиторов — М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Рубинштейна (1-я исп. посвященных ей произв., в т. ч. "Агарь в пустыне", ор. 92 № 2, 1872), А. Аренского, С. Рахманинова (посвятил Л. романсы "В моей душе", ор. 14 № 10, 1896 и "Она, как полдень, хороша", ор. 14 № 9, 1896), C. Танеева (посвятил Л. романс "Люди спят"), творчество к-рых она неустанно пропагандировала не только в России, но и за границей. 1-я исп. ряда романсов Чайковского, а также сольной партии в его кантате "Москва" (15 мая 1883, Грановитая палата моск. Кремля).
В 1875 композитор посвятил певице шесть романсов (ор. 27, № 1—6) — "На сон грядущий", "Смотри, вон облако", "Не отходи от меня", "Вечер", "Али мать меня рожала", "Моя баловница" и вокальный квартет "Ночь" (1-е исп. 9 окт. 1893). Произв. зарубеж. композиторов исп. на яз. оригинала.
В концертах выступала в ансамбле с пианисткой С. Малоземовой, иногда с А. Зилоти и С. Танеевым, У. Мазетти (в 1901). В 1899 принимала участие в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина.
В 1888 по предложению Чайковского была приглашена на должность проф. в Моск. конс. (с 1917 засл. проф.), где преподавала до 1919. Ученики: Б. Абрамова, С. Августинович, А. Бреви, В. Быстров, Н. Веков, В. Гепецкий, М. Дулова, Е. Збруева, О. Китаєва, M. З. Лебедева, С. Лысенкова, В. Малышев.
Л. М. Маркова, М. Махарина, Н. Миланова, А. Мосин, Н. Новоспасская, Е. Обокевич, И. Парамонов, А. Пасхалова, А. Политова, М. Полякова, Р. Радина, В. Рыбальченко, М. Слонов, Н. Соколова-Mшанская, К. Тугаринова, В. Цветков, Е. Цветкова, М. Чупрынников, В. Харитонова, Е. Шаврова-Юст, А. Шперлинг.
Л. была дружна с Н. Рубинштейном, С. Танеевым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым, И. Тургеневым, Ф. Достоевским (вела с ним переписку).
Имеются портреты певицы худож. И. Крамского и В. Маковского.
Лит.: [К. Г.] Концерт Е. А. Лавровской // Муз. свет. 1877. № 12. С. 136—137; Елизавета Андреевна Лавровская // Наши деятели. — СПб., 1879. Т. 6. С. 86—89; Кругликов С. Концерт г-жи Лавровской // Артист. 1890. № 6. С. 126 128; К[ашкин] Н. Двадцатипятилетие артистической деятельности E. А. Лавровской // Рус. ведомости. 1893. 24 янв. № 23; Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2071 — 2072; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 58—59, 254— 255; Яголим Б. Е. А. Лавровская. (К 30-летию со дня смерти) // Сов. музыка. 1949. № 3; Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. — М., 1958. С. 219—220; Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. — Л., 1959. С. 296, 306, 354—355; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 164—165; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. Н. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 16, 77, 125; Соколов Н. Краса русской оперы // Сов. музыка. 1970. № 12. С. 148—149; Яковлева А. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е. А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики.
Вып. 6. — Л., 1982. С. 36—56; Шиков В. Музыканты Верхневолжья. — М., 1984. С. 55—72.