Ларионова Ольга Николаевна
(р.1935). Рус. сов. писательница, одна из ярких фигур отечественной НФ 1960-80-х гг. Род. в Ленинграде (ныне - СПБ), окончила физ. ф-т ЛГУ, работала инженером в Центр. НИИ металлургии и сварки; с 1967 г. - професс. писатель.
Чл. СП. Первая НФ публикация - "Киска" ( 1964). Лауреат премии "Аэлита"-87. Живет в СПБ. НФ тв-во Л. представляет собой необычное и в отд. случаях худож. эффективное сочетание "мягкой" (гуманитарной) НФ и остросюжетной "космической оперы", выполненной в жесткой "мужской" манере.
Успех писательнице принесло одно из первых опубл. произв. - роман "Леопард с вершины Килиманджаро" (1965), так и не вышедший отд. изд.; интересная сюжетная завязка, обещавшая целый веер соц., психол. и нравственных коллизий: земной звездолет, побывавший в петле времени (см. Освоение космоса, Путешествия во времени, "Хроноклазмы"), приносит из будущего запись с датами смерти всех людей (см. Психология), - решена Л. преим. в мелодраматическом ключе. Подобными же настроениями, позволившими критикам заявить о появлении истинно "женской прозы" в отечественной НФ, проникнуты и др. произв.
Л. 1960-70-х гг., рассеянные по периодике и ант. и частично составившие сб. "Остров мужества" (1971); выделяются: повести - "Планета, которая ничего не может дать" (1967), в к-рой миф о Пигмалионе и Галатее обрамлен сюжетом с инопланетной разведчицей, цивилизация к-рой "отказалась" от чувств, эмоций, искусства ради холодной логики (см. Вторжение, Женщины в НФ, Мифология в НФ), и менее удачная "Вахта "Арамиса", или Небесная любовь Паолы Пинкстоун" (1967), где любовная мелодрама соединена с сюжетом о космич. работорговцах в близком будущем (см. Венера); а также р-зы - навеянная произв.
Р.Брэдбери поэтичная новелла "Развод по-марсиански" (1967) (см. Марс, Секс и эротика) и "Двойная фамилия" (1973). В 1970-х гг. в тв-ве Л. наступил явный перелом: несмотря на отд. удачи, произв. последнего десятилетия оставляют впечатление вторичности, хождения по замкнутому кругу сюжетов и образов; большинство составило сб. - "Сказка королей" (1981), "Знаки Зодиака" (1983), "Чакра Кентавра" (1988). К интересным, хотя и не во всем удавшимся, попыткам следует отнести своеобразный мини-цикл писательницы, навеянный тв-вом выдающегося литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (см. Искусство, Музыка); к циклу относятся: повесть "Сказка королей" (1976) (см. Боги и демоны, Пастораль, Секс и эротика), р-зы - "Соната звезд. Аллегро" (1981), "Соната звезд. Анданте" (1981), "Соната Ужа" (1979) (см. Биология, Внеземная жизнь, Зоология фантастическая), "Солнце входит в знак Близнецов" (1981), "Солнце входит в знак Водолея" (1981), "Солнце входит в знак Девы" (1981). Также выделяются: р-зы - "Подсадная утка" (1976), "Где королевская охота" (1977) (см. Внеземная жизнь, Зоология фантастическая, Спорт и досуг, Экология), "Дотянуть до океана" (1977); повести - "Кольцо Фэрнсуортов" (1976) (см. Бессмертие), "Вернись за своим Стором" (1977), "Картель" (1981) (см. Искусство).
Повесть "Чакра Кентавра" (1988), несмотря на всю противоречивость механического соединения антуража "космической оперы", "высокой" фэнтези и традиционной сов. космич.
НФ, стала поворотным пунктом, знаменующим нов. этап тв-ва писательницы.
Повести "Соната моря" (1985), "Клетчатый тапир" (1989) и "Лабиринт для троглодитов" (1991) составили трилогию - сб. "Лабиринт для троглодитов" (1991). Среди последних произв.
Л. - сб. "Формула контакта" (1991) и р-з "Перун" (1990)(см. Мифология в НФ). Вл. Б.