Л. М.
— монограмма гравера на дереве 1627 г., прибавлявшего иногда к своей монограмме буквы П. Б. (означавшие Памву Берынду), a также изображения луны и звезды.
См. Р. Н. К. IV. № 772. Его работы: в киевской Триоди 1627 г., с этими знаками: 1. (л. 672). "Нову показа тварь"; справа Иисус Христос, слева три архиерея. 2.1 х 1.6?. 2. (л. 674). Богоматерь на престоле; по бокам Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст, внизу три философа. 1.1 х 1.9?. 3. Богоматерь: "стена еси девам". 2.1 х 1.8? (л. 678). 4. "Пение всяко побеждается". 2.1? х 1.8?. На всех четырех монограмма: "ЛМ". В книге Авва Дорофей, Киев, 1628 г. 5. (л. 1). Преподобный Дорофей с жезлом и свитком в руках; справа перед ним преподобный Досифей, слева монахи; внизу: "Л.М. 1626. м. 15". 5.8 х 3.11. В книге: Акафист, Киев, 1629 г.: 6. (л. 94). Душа чистая: "Л.М. 1626". 6 x 7.— 7. (л. 191). Николай Чудотворец с деяньем, в 10 отделах: "Рк. 1626. мца Ное 14 ЛМ". 5.9 х 4.6 — 8. (л. 234). Богоматерь на престоле с Иисусом Христом, сзади два ангела, по бокам преподобные Антоний и Феодосий: "Л.М. 1629". 3.10 х 3.2?. — 9. Чистота душевная: "ЛМ. ПБ". — см. Р.Н.К. IV. 733. Она воспроизведена в Атласе Народных Картинок под № 1346в. По моему мнению, его же руке принадлежат картинки: 10. В.М. Акулина. — 11. Св. Антоний и сатиры. — 12. Иоанн лествичник. — 13. Неопалимая Купина и 14. Смерть на бледном коне; см. там же № 1346. — См. текст Р.Н.К. IV, (731—734); a также и 15. "Темница св. Осужденник", там же, Атлас № 772. В.В. Стасов (в своем разборе моего исследования: Русские Народ. Картинки) замечает, что гравер Л.М. один из самых лучших киевских граверов на дереве; "особливо y него хороши миниатюрные сюжеты, которые вырезаны всегда изящно, тонко и отчетливо.
Нельзя определить, его ли сочинения все награвированные им картинки, довольно многочисленные, из которых одни обозначены его именем, a другие нет; но, во всяком случае, он гравировал почти всегда с композиций интересных, несравненно более изящных и художественных, чем большинство тех, которые находятся в изданиях, гравированных прочими современными граверами.
В них даже находится некоторая фантазия". Гравюрок гравера Л.М. всего более находится в киевской Триоди 1627 года (в том числе и заглавный лист в 14 отделениях), и они потом перепечатаны почти все в других изданиях, например в киевском Акафисте 1629 г. и других.
С работою его имеет некоторое сходство картинка работы гравера с другою монограммою, находящаяся в киевском Акафисте 1629 года и изображающая Вседержителя, с семью серафимами вокруг, внизу год 1629, наверху надпись: "Пантократор" (разбор, стр. 54). Монограмма Л.М., может быть, означает: Леонтий Монах, тот самый Леонтий Земка, который с иеромонахом Тарасием напечатали в 1628 г. в Киеве Авву Дорофея. {Ровинский}