Квасов Григорий Григорьевич
(р. 20.07.1932) — спец. в обл. филос. антропологии и социол. личности, этики и эстетики; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Н.Ладога Ленингр. обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1955) и асп. того же ф-та (1965). С 1956 — преп., доц. филос. Кишиневского с.-х. ин-та. В 1967—1983 — инструктор, консультант Отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС.С 1983 по 1987 — нач. Гл. управления преподавания обществ. наук Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР. С 1987 — проф. кафедры филос. АОН, с 1992 по наст. вр. — зав. кафедрой филос. Гос. унта управления.
Канд. дисс. — "Коммунистический идеал и его роль в воспитании трудящихся" (1965). Докт. дисс. — "Диалектика развития личности в социалистическом обществе" (1985). Акад. Междунар. академии наук высшей школы (1997). В 1993—1999 — вице-президент Росс. Филос. об-ва. В его трудах разрабатывается концепция подлинного человеч. бытия как основание филос. универсального гуманизма.
Бытие предстает как многосторонний непрерывный процесс дух.-практич. производства, интенсивного воспроизводства человеч. жизни, самореализации личности, ценностно ориентированной на достижение вершин ее целостного развития; свободы.
Он требует ее значительных интеллектуальных, моральных, эмоционально-эстетич. и волевых усилий; самоорганизации, утверждения соответствий соц.-нравств. инфраструктур, воспитательных методов.
Свобода — сущностный атрибут бытия, завоевывается в восходящем движении к универсальности потребностей и способностей субъекта, опираясь на творч. деяния.
Культура как путь к свободе служит ее высокой технологией, реализуясь через дух. труд, рост эрудиции, образованности, самосознания, способствует преодолению отчуждения.
Диалектич. подход к становлению личностной и соц. гармонии раскрывается в иерархии стратегий, целей и средств конструктивной деятельности гармонизации.
Среди ее предварительных условий и предпосылок — разрешение жизненных противоречий и конфликтов, ликвидация деформаций, установление элементарного порядка, сознательной самодисциплины, обеспечение безопасности, стабильности, оптимальности функционирования ин-тов, эффективности соц., экон., культурной политики, утверждение принципов и норм демократии.
К. исследует целостную систему идеалов как критериев процесса возвышения личности, типологию ее культурного развития в позитивных и негативных аспектах, в контексте формирования ноосферной цивилизации — перспективы совр. России, человечества.
Соч.: Этическое и эстетическое // Предмет и система этики. М. —София, 1973; Социологические проблемы этики: исследования и перспективы // Социологические исследования. 1976. № 4; Социальные идеалы личности и общества // Социология и современность.
М., 1977; Социология и нравственный прогресс // Марксистская теория социального развития.
М., 1979; Этические проблемы в социалистическом обществе (на исп. яз.) // Советская этика сегодня.
М., 1981; Мораль, цивилизация, культура (на англ. яз.) // Цивилизация и исторический процесс.
М., 1983; Диалектика развития личности в социалистическом обществе.
М., 1985; Красота — свобода — человеческое богатство: проблемы эстетического развития личности // Эстетическое воспитание в техническом вузе. М., 1991; Целостность как диалектическая парадигма социального управления // Социальное управление: философские, психологические, организационные и экономические проблемы.
М., 1994; Философская концепция культуры: сотрудничество светского мировоззрения и религии // Культура и религия: линии сопряжения.
М., 1994; Человеческое бытие как филос. основание гуманизма: проблемы концептуального анализа // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива.
М., 1997; Этическое основание человеческого бытия в аспекте диалектики гуманизма // Человек — Философия — Гуманизм.
Т.6. Философия культуры.
СПб., 1997; Гуманистическая светская духовная культура: понятие, ценностное содержание, мировоззренческий статус // Наука и здравый смысл в России.
М., 1998; Философские проблемы гуманистического мировоззрения в канун третьего тысячелетия новой эры // Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития.
Казань, 1999; Воспитание как социально-культурный процесс // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты.
М., 2001.