Куза Валентина Ивановна
(по мужу Блейхман; наст. имя Ефросинья) [1866 (в нек-рых источ. 1868), Бессарабия, возле с. Молодова Хотин-ского у. — 15(28).5.1910, Петербург] — арт. оперы (драм. сопрано) и камерная певица.
Жена композитора Ю. Блейхмана.
Образование получила вначале в Кишинев. земской фельдшерской школе, затем в петерб.
Смольном ин-те. Известный кишинев. муз.-общ. деятель К. Шмидт, обратив внимание на голос певицы, предоставил ей стипендию для занятий вокалом.
В 1878 поступила в Петерб. конс., где обучалась пению в кл. С. Габеля, но из-за конфликта с ним была вынуждена уйти из конс. С. 1880 брала уроки пения у Н. Ирецкой.
С 1891 совершенствовалась в Париже у М. Сасс. Вернувшись в Петербург, выступила в неск. представлениях оперы "Аида" на сцене частного Панаевского т-ра. Дебютировав 23 февр. 1894 в партии Валентины, выступала на сцене петерб.
Мариинского т-ра до 1905 и в 1907—10, где чередовалась с М. Фигнер и Е. Сонки. В 1905—07 солистка моск. Большого т-ра (в эти годы совершенствовалась в пении у К. Кржижановского).
Обладала ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, в к-ром сочетались сила и густой "бархатный" тембр, с легкостью преодолевала трудные пассажи, свободно и ярко брала ноты верхнего регистра, в совершенстве владела филировкой и трелью.
Создала галерею разнохарактерных образов (драм., лирич. и комич.). Репертуар включал 47 партий. 1-я исп. партий: Кассандры ("Орестея"), Беранжеры ("Сарацин"), Сервилии ("Сервилия"); в Мариинском т-ре — Мелиссандры ("Принцесса Греза"), Веры Шелоги и Ольги Токмаковой ("Псковитянка", 3-я ред.); на рус. сцене — Поппеи ("Нерон"), Милады ("Далибор"). Лучшие партии: Юдифь ("Юдифь" А. Серова;
Ф. Шаляпин считал ее лучшей исп. этой роли на рус. сцене), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Антонида, Тамара ("Демон" А. Даргомыжского), Маша ("Дубровский"), Лиза ("Пиковая дама"), Наталья, Каролина ("Тайный брак"), Валентина, Недда, Аида, Елизавета ("Тангейзер"), Брунгильда ("Валькирия"). Др. партии: Волхова, Купава, Фатима ("Кавказский пленник"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Иоланта;
Сюзанна, Донна Анна ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст" и "Мефистофель"), Елена ("Мефистофель"), Сантуцца, Селика, Изольда, Эльза ("Лоэнгрин"), Елена (оперетта "Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха).
Партнеры: И. Ершов, B. Касторский, С. Левик, К. Серебряков, М. Славина, Л. Собинов, Ф. Стравинский, И. Тартаков, Н. Фигнер, А. Чернов, Ф. Шаляпин.
Пела п/у Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Э. Крушевского, Э. Направника, Н. Черепнина.
К. была выдающейся камерной певицей.
В ее конц. репертуар входили произв.
М. Мусоргского, А. Серова, А. Рубинштейна, П. Чайковского, C. Танеева, Н. Римского-Корсакова, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Д. Мейербера.
Особой глубиной и проникновенностью отличалось исп. романсов рус. композиторов.
С 1894 гастролировала в Киеве, Одессе, Харькове, Казани, Саратове, Кишиневе, Тифлисе, Баку, Риге, а также за границей (Франция, Италия, Австрия, Германия, Польша).
Талант певицы высоко ценил Н. Римский-Корсаков.
Лит.: Чешихин В. Е. История русской оперы (с 1674 по 1903). — М.; Лейпциг. 1905. С. 239, 377, 416, 441, 479, 535, 537; Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 174—175; В. И. Куза // Рампа и жизнь. 1910. № 21. С. 341; Старк Э. (Зигфрид).
Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 30—35; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 41, 133, 138, 139; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Чайковский Г. Знаменитые певцы Молдавии. — Кишинев. 1975. С. 21 — 26; Арабаджиу Р. Жизнь, посвященная сцене: Страницы творчества Е. И. Кузы. — Кишинев. 1979; Котляров Б. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины и России.— Кишинев. 1982. С. 146—147