Кувакин Валерий Александрович
(р. 08.05.1939) — спец. по истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.
Окончил филос. ф-т МГУ (1967), асп. того же ф-та (1970). С 1970 работает на филос. ф-те МГУ, с 1984 — проф. В 1986—1992 — зав. кафедрой истории филос. народов СССР (ныне кафедра истории рус. филос). В 20-х гг. работал в Ин-те науч. филос. Докт. дисс. — "Религиозный идеализм в России эпохи империализма" (1980). Гл. ред. (до 1992) ж. "В. МГУ. Сер. Философия". Гл. ред. ежеквартальника "Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов" (с 1966). Сост., ред. и автор предисловия изд.: "Дж. Лоллер.
Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм" (М., 1982); "Г.Парсонс Человек в современном мире" (М., 1985); автор предисловия к кн. "Пол Куртц. Запретный плод. Этика гуманизма" (М., 1993); общая ред. и автор предисловия к кн. "Пол Куртц. Искушение потусторонним.
Гуманистический анализ религии и паранормального" (М., 1999). Ред. и один из авторов кн. "История русской философии" (T.I, II. Буффало, 1994, на англ. яз.). К. трактует мировоззрение В.И.Ленина как теор. практику с уже объективно данной теорией.
Вводимое в этой связи понятие "посттеоретическое" имеет целью подчеркнуть "вторичный" характер работы с марксизмом, порождающей одновременно пуристскую и волюнтаристскую теорию практики теории.
Специальное внимание уделено специфи-'' ке ленинизма как особенного понимания, интерпретации и применения марксизма, что в качестве процедур было отрефлектировано самим Лениным.
Его оригинальность усматривается в метатеор. (структурном, функциональном и общетеор.) осмыслении марксизма, в придании ему прикладного, инструментального и вместе с тем исключительно нормативного (догматического) характера.
Установлено, что де-факто Ленин был не просто маркс. методологом и социологом, но и методологом и социологом марксизма как единого теор.-практич. ист. феномена.
Рассматривая марксизм как теор. объект, погруженный в обществ. жизнь, Ленину удалось выявить ряд детерминаций и закономерностей его ист. развития, соц. функционирования и теор. роста. Однако его восприятие как строгой нормальной науки входило в противоречие с субъективистским привнесением в него идей, отвечающих соц.-полит. идеалам и целям большевизма.
К. выдвигает идею трехмерной интерпретационной модели филос., ее понимания как единого и динамичного социоист.-теор. феномена и обосновывает в этой связи интеграционную концепцию историологии, социол. и теориологии филос. (1989). Дается экспозиция метафизики бытия и ничто как реальности нечеловеч., фиксируется авт. опыт опознания неизвестности (1993). С начала 90-х гг. науч. интересы К. смещаются в обл. этики, культурол., психол., антропологии и неометафизики, чему способствовал мировоззренческий сдвиг от марксизма и ре-лиг, экзистенционализма к светскому гуманизму, пробабилизму и селективному (методол.) скептицизму (1996, 1998). Систематическое изложение проблематики этого периода дано в кн. 1998. Здесь представлено целостное изложение принципов и ценностей совр. светского гуманизма, проанализированы экзист., психол., нравств. и правовые основы гуманизма, дана интерпретация происхождения, смысла и перспектив человека, определены параметры гуманист. стиля мышления и образа жизни. Получает дальнейшее развитие представление новой метафизики, намеченное в 1993: мир истолкован как плюрализм самоочевидных субстанций: неизвестности, ничто, бытия (природы), об-ва и человека; развивается концепция транссубстанциальных коммуникаций, в к-рых человек предстает как генетически связанная, но становящаяся абсолютной в себе и для себя субстанция, находящаяся в системе частичной взаимоинтегрированности с др. субстанциальными реальностями; предлагается гуманистический, пробабилистический и креационистский сценарий происхождения и перспектив человека.
Соч.: Критика экзистенциализма Бердяева.
М., 1975; Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980; Философия Вл. Соловьева.
М., 1988; Что такое философия? М., 1989; Мировоззрение В.И.Ленина.
М., 1990; Опровержения и предположения Льва Шестова // ФН. 1990. № 2, 3; Бремя настоящего... // В. МГУ. Сер."Философия". 1990. № 2; Разговор с собой о смысле // Там же. 1991. № 2; Личная метафизика надежды и удивления.
М., 1993; Гуманизм в России: возможность или действительность? // Здравый смысл. 1996. № 1; По какую сторону добра и зла? // Там же. 1998. № 6; Базовые характеристики гуманистического мировоззрения // Там же. Спец. вып. 1998; Россия, гуманизм и открытое общество // На пути к открытому обществу.
М., 1998; Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма).
М.-СПб., 1998.