Кутневич Василий Иванович
— протопресвитер, главный священник армии и флота, член Синода, сын протоиерея, род. в с. Гладкове, Могилевской губернии, в 1787 г. 1 января, ум. 2 апреля 1866 г. Обучался в могилевской семинарии и петербургской Духовной Академии; в ней же с 1807 г. был учителем французского языка; 25 сентября 1808 г. определен учителем философии в могилевскую семинарию; 1 января 1809 г., для продолжения образования, снова поступил в преобразованную Петербургскую духовную академию, кончил в ней курс со степенью магистра в 1814 г. и сразу же был определен бакалавром физико-математических наук в Московскую духовную академию, где преподавал некоторое время и немецкий язык, с 25 августа 1815 г. был там же профессором математики, философии и психологии. 17 июля 1818 г. он рукоположен был в диакона, 21 числа того же месяца и года — в священника, а 4 августа того же года произведен в протоиерея московского кафедрального Архангельского собора.
За последние годы службы в Академии состоял членом внешнего академического правления, академической конференции и цензурного комитета.
В 1824 г. оставил преподавание; 5 февраля 1825 г. избран был в благочинные кремлевских церквей, а чрез год — в члены духовной консистории и в действительные члены духовной Академии. 17 декабря 1832 г. протоиерей Кутневич был назначен обер-священником армии и флота. 7 июля 1833 г. Высочайше повелено ему присутствовать в Св. Синоде и быть членом комиссии духовных училищ.
В 1844 г. о. Кутневич был избран в почетные члены Казанской духовной Академии.
В 1848 г. исполнял обязанности обер-священника Главного штаба Его Императорского Величества. 3 апреля 1849 г. утвержден членом Св. Синода.
В 1858 г. переименован в главного священника армии и флота. 10 февраля 1862 г. избран в действительные члены конференции Петербургской духовной Академии.
Имел все знаки отличий до ордена св. Александра Невского включительно.
По отзыву Морошкина, выбор Кутневича в обер-священники "был чрезвычайно удачный.
Кутневич имел твердый и ясный ум, убеждения благонамеренные и просвещенные.
Присутствие его в Синоде ознаменовалось самым живым участием во всех возникавших вопросах, и едва ли кто другой из членов Синода был знаком так, как он, с делами синодальными.
Семейные дела его замужней дочери, получившие излишнюю огласку, поставили его на некоторое, довольно продолжительное время, в неловкое положение в Синоде; но последние 20 лет он пользовался снова вполне заслуженным большим вниманием.
Ему поручено было Синодом увещание кн. З. Волконской, перешедшей в католичество. и сношения с Пальмером, который подавал надежду на соединение части англиканской церкви с православной". В 1840 г. Кутневич занимался переводом православного катехизиса на немецкий язык, а в 1843 г. составил "Наставление священнослужителям военных заведений касательно обращения воспитанников иудейского исповедания в христианскую веру". Известно его сочинение "О книге Бытия", 1814 г. и лекции его в Академии на латинском языке: "Insiifutiones psychologiae empiricae". Из многих его проповедей напечатаны только три. Известны в печати еще: "Рассуждение о религии патриархов до закона живших и о пользе и важности церковной истории, читанные... студентами Вас. Кутневичем и А. Скородумовым", СПб. , 1807. и "Рассуждение, в котором противу новейших вольнодумцев доказывается, что Моисей точно существовал". 1808. "Дела архива Св. Синода", 1832 г., № 211; № 2629 и мн. др. "Дух. Беседа", 1865 г., № 22; "Сборник Имп. Рус. Ист. Общ." т. 113; Мюнстер, "Порт. Галерея", I, 34; Чистович. "Истор. С.-Петерб. дух. акад.". {Половцов}