Кусжанова Ажар Жалелевна
(р.16.10.1954) — спец. по методол. науч. познания, соц. филос., филос. образования; д-р филос. наук, проф. Род. в Семипалатинске КазССР.
Окончила филос. ф-т МГУ (1981), асп. кафедры филос. естеств. ф-тов МГУ (1985). С 1986 работала на кафедре филос. (асс., ст. преп., доц., проф.) Оренбургского политехн. ин-та (с 1994 — гос. техн. ун-т, с 1996 — гос. ун-т). В наст. вр. — проф. Сев.-Зап. филиала Росс. таможенной академии (СПб.). Канд. дисс. — "Генезис научной революции (на примере Коперниканской революции)" (1986). Докт. дисс. — "Взаимодействие общества, личности и гос-ва в сфере образования" (1996). Осн. направление ее иссл. — соц. детерминация деятельности обществ. субъекта, соц.-ист. обусловленность возникновения значимых явлений обществ. жизни и состоятельности конкретно-ист. практики.
К. интерпретирует деятельность как сложный комплекс соц., соц.-психол., индивидуальных факторов, имеющих конкретную соц. и ист. специфику.
Теор. разработки тесно связывает с социол. иссл. В теории образования с позиции цивилизац. и социокультурного подходов проводит взгляд на образование как широкий соц. процесс взаимодействия индивидов, коллективов, соц. групп, обществ. конгломератов и систем, призванный воспроизводить и сохранять конкретное об-во в его целостности как социоприродный и социокультурный феномен.
Соч.: К теории образования: философские и социологические проблемы.
Оренбург, 1993; Размышления о российском менталитете. [В соавт.] // Россия— XXI. М., 1994. № 11—12; Образование — в интересах общества или интересах государства? // Новая школа. Барнаул, 1995. № 1; Традиция и образование в модернизационном потенциале современного японского общества. [В соавт.] // Россия—XXI. 1995. № 3—4; Социализация молодежи и перспективы развития образования. [В соавт.] // Россия—XXI. 1995. № 9—10; Образование как социальная и научная проблема // Credo. 1997. № 1; Проблема выявления социальной сущности образования и ее практическое значение // Там же. 1997. № 2; Молодежь и политика. [В соавт.] // Социология власти. 1997. № 4—5; Проблема самоидентификации российской молодежи. [В соавт.] // Там же. 1998. № 2—3; Исторические типы образования // Credo. 1998. № 2, 3, 6; 1999. № 6; Проблема интереса в сфере образования // Там же. 2000. № 2, 3, 4, 5.