Кусиков Александр
[1896—] — поэт. Литературную деятельность начал в 1917; примыкал к группе имажинистов (см.). Творчество К. связано гл. обр. с периодом 1917—1922. За это время им выпущено свыше 10 книжек стихов и поэм, некоторые выдержали несколько издании.
К. — типичный поэт городской обывательщины, выбитый Октябрьской революцией из колеи и деклассировавшийся.
Революция, воспринимаемая им как "положительное" (в смысле "буйства" и "хмеля") явление, в корне разрушает всякую устойчивость мировоззрения поэта: действительность предстает пред К. как хаос. Мотивы крайнего пессимистического индивидуализма, одиночества, беспредметной грусти характерны для творчества К. Жизнь ощущается как "хрупкий мир уходящих мельканий". Большое место у него занимают религиозные устремления, служащие ему "выходом" из давящей сознание поэта действительности. "Молитва" всегда трактуется как; средство самозабвения.
Крикливые фразерские декларации полумистического характера, долженствующие по К. знаменовать в его творчестве "революционные" мотивы, то и дело сменяются мотивами крайнего внутреннего опустошения: "Я опять безразличный, безвольный.
Грежу в сумерках на диване скомканном". Другим видом ухода от действительности является неоднократно варьируемый К. мотив тоски по "родному Кавказу". Любовь, часто находящая себе место в тематике К., всегда дана как любовь больная.
Эта болезненность, анормальность местами доходит у К. до садистского эротизма и даже порнографии, знаменующих полное психическое разложение.
К концу творческого пути К. [1922—1923] все чаще и чаще слышатся мотивы усталости, старости ("Лысею я, и взор мой холодеет"). Он признается в своей полной оторванности от живой действительности: "Я поэт журавлиный, от земли я далек". Революция, по К., в эти годы "растерянно стихает", в то время как поэт ожидал от нее и в дальнейшем "взбудоражения" его чувств.
Характерен для К. и резко подчеркнутый антиурбанизм.
Город, фабрика всегда для него непонятны и враждебны.
Библиография: I. Сумерки, изд. "Чихи-Пихи", М., 1919; В Никуда, М., 1920; Имажинисты, М., 1920; Аль-Баррак, М., 1920 (и поздн. изд.), и др. Кроме этого — небольшие стихотворные брошюрки и коллективные сборники с участием Есенина, Шершеневича, Бальмонта. II. Львов-Рогачевский В., Имажинизм и его образоносцы, изд. "Орднас", М., 1921; Ивнев Р., Четыре выстрела, М., 1921. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928. А. Т. {Лит. энц.}