Кушнарев Христофор Степанович
род. 4 июня 1890 в Симферополе, ум. 25 янв. 1960 в Ленинграде.
Музыковед и композитор.
Засл. деят. искусств АрмССР (1939), УзССР (1943). Окончил в 1916 биологич. отд. Петрогр. ун-та, в 1925—Ленингр. конс. по кл. композиции А. М. Житомирского.
В 1921—1923 преподаватель Муз. ин-та и конс. в Тифлисе.
С 1925 преподаватель (с 1939 проф.) Ленингр. конс. В 1944—1949 науч. сотрудник и зав. сектором истории и теории музыки АН АрмССР.
Автор статей преимущественно по вопросам теории музыки, в т. ч. "К проблеме анализа музыкального произведения" ("СМ", 1934, № 6), предисловие к кн. С. А. Павлюченко "Элементарная теория музыки" (Л., 1938), "Полифония "строгого письма" и методы ее преподавания на историко-теоретическом и композиторском факультетах" (доклад, прочитанный в Ин-те истории искусств; отдельный оттиск.
Л., 1939), "Об опере А. Степаняна "Лусабацин" ("Искусство", 1939), "О книге С. Скребкова "Полифонический анализ" ("СМ", 1941, № 5), "Намус". Новая постановка оперы Л. Ходжа-Эйнатова" (газ. "Коммунист", 1945, 22 мая), "Лад" (статья в БСЭ, 2-е изд., т. 24. М., 1953), "Монография о Комитасе" ("СМ", 1957, № 3), "К новым берегам" (в кн.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях.
Л., 1962), "Консерваторские годы" ("СМ", 1962, № 9), "Армянская музыка с момента возникновения до XIX в." (в кн.: Очерк истории армянской музыки.
Ереван, 1963, на арм. яз.), "Физиологические основы игры на скрипке" (в кн.: X. С. Кушнарев.
Статьи. Воспоминания.
Материалы.
М. — Л., 1967), "К вопросу о закавказских мугамах" (там же). Редактор книг и сб., в т. ч. "Этнографический сборник" Комитаса (Ереван, 1950), "Теоретические основы гармонии" Ю. Тюлина и Н. Привано (М., 1956), "Армянский музыкальный театр" Г. Тигранова (т. I, Ереван, 1956; т. 2. Ереван, 1960), "К вопросу о теории канонической имитации" Е. Корчинского (Л., 1960), "Артикуляция" И. Браудо (Л., 1961), "Основные композиционные закономерности русской народной крестьянской песни" Г. Бершадской (Л., 1961). Соч.: для влч. — Соната (1932); для органа — Пассакалия и фуга (1924), Соната (1925), Пастораль; хоры на арм. нар. темы (1922—1939); музыка к драм. спектаклям — "Завтра" (1937), "Роза и крест", "Шах-наме" (1939). Лит. соч.: Вопросы истории и теории армянской монодической музыки.
Л., 1958; О полифонии.
М., 1971.