Куницын Александр Петрович
— профессор Петербургского университета, род. в 1783 г., ум. 1 июля 1840 г. Происходил из духовного звания Тверской губернии, учился в духовном училище в Кашине, затем в тверской семинарии и в Педагогическом институте, в 1808—1811 г. закончил свое образование в Гейдельберге и Геттингене.
В 1811 г. поступил адъюнкт-профессором в только что учрежденный Царскосельский Лицей по кафедре нравственной философии и правоведения; с 1817 г. занял в качестве ординарного профессора в Главном педагогическом институте кафедру "прав общих"; с открытием университета читал те же предметы и в нем. Он был одним из лучших преподавателей своего времени;
Пушкин посвятил ему сочувственные и благодарные строки в одном из своих стихотворений.
Два сочинения Куницына, напечатанные в эти годы — "Изображение взаимной связи государственных сведений" (1817) и "Право естественное" (1818—1820, 2 тома) свидетельствуют о большом таланте автора, сильной логике и замечательной для того времени научной самостоятельности, хотя он придерживался такой теории и таких положений, которые уже и в то время признаваемы были за устаревшие; между прочим, по его учению "властитель общества, как ограниченный, так и неограниченный, обязывается наблюдать: а) права членов, b) права самого общества и c) условия и коренные законы, содержащиеся в договоре соединения и в договоре подданства.
Употребление власти общественной безо всякого ограничения есть тиранство и кто оное производит, есть тиран". Когда разыгралась известная история Магницкого и Рунича, книга Куницына о естественном праве была, по представлению Рунича, признана Главным правлением училища "противоречащей явно истинам христианства и клонящейся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных"; экземпляры повсюду были отбираемы и сжигаемы;
Куницын в марте 1821 г. уволен от службы и ему угрожал некоторое время даже суд. Впрочем, он сохранил место преподавателя в Пажеском корпусе, куда был причислен еще в 1820 г., а в 1826 г. Балугъянским был причислен на службу во II отделение Собственной Его Величества Канцелярии и, вместе с Плисовым, получил поручение подготовить к поездке за границу, для завершения научного образования, тех молодых людей, которые были выбраны к этому, по Высочайшему повелению.
В 1838 г. назначен председателем комитета для надзора за печатанием Полного Собрания Законов и избран С.-Петербургским университетом в почетные члены. 27 апреля 1840 г. назначен директором департамента иностранных исповеданий. — В 1843 г. уже после смерти Куницына, напечатано его сочинение: "Историческое изображение судопроизводства в древней России" Григорьев "С.-Петерб. университет", 12—13, 35, 87; Селезнев, "Истор. очерк Алекс. Лицея", 122—123; Геннади, "Словарь". {Половцов} Куницын, Александр Петрович (1783—1841) — выдающийся русский юрист; получил образование в педагогическом инст., окончил его за границей, преподавал в царскосельском лицее нравственные и политические науки, был профессором "общих прав" в главном педагогическом инст. и спб. унив. В 1821 г. уволен от преподавания на основании постановления главного управления училищ, признавшего, согласно мнению Рунича (см.), книгу К.: "Право естественное" (СПб., 1818) "противоречащей явно истинам христианства и клонящейся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных". Служил в комиссии для составления законов, преобразованной во 2 отд. Соб. Е. В. Канцелярии.
Кроме названного гласного его труда, ему принадлежат: "Изображение взаимной связи государственных сведений" (СПб., 1817) и "Историческое изображение древнего судопроизводства в России" (СПб., 1843). Строгая и сильная логическая мысль, самостоятельность суждений, выработанная под влиянием Канта и Руссо, глубокая убежденность — таковы отличительные особенности его "Права естественного". "Властитель общества, как ограниченной, так и неограниченной, обязывается наблюдать: а) права членов; b) права самого общества и с) условия и коренные законы, содержащиеся в договоре соединения и в договоре подданства.
Употребление власти общественной без всякого ограничения есть тиранство и кто оное производит есть тиран... Всякая власть родителей над детьми противозаконна, если не принадлежит к воспитанию.
Посему родители не имеют права поступать с их детьми как с собственностью.
Хотя родители имеют право наказывать детей, но только для цели воспитания.
Всякое наказание, не для сей цели производимое, есть несправедливость" — вот основные мысли книги К. Соч. К. по истории судопроизводства, свидетельствуя об обширных историко-юридических его знаниях, между прочим о знакомстве его с Эйхгорном и источниками германского права, является также выдающимся для своего времени.
Нравственное влияние К. на слушателей отмечено Пушкиным: "Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень... Поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада вожжена". Ср. "История спб. университета в течение первых 50 лет его существования", Б. В. Григорьева.
В. Нечаев {Брокгауз} Куницын, Александр Петрович профессор и инспектор Царскосельского лицея, писатель по полит. экономии и праву; р. 1783, † 1840 г. Дополнение: Куницын, Александр Петрович, † 1 июля 1840 г., состоя директором Д-та духовн. дел иностр. исповед. {Половцов} Куницын, Александр Петрович [1783 — 01(13)07.1840] — правовед и социолог.
Род. в с. Кой Кашинского уезда Тверского наместничества.
Учился в Петерб. пед. ин-те (1803—1807), Гейдельбергском и Геттингенском ун-тах (1808—1811). С 1811 — адъюнкт-проф. в Царскосельском лицее, где его лекции слушал Пушкин, а также нек-рые из будущих декабристов.
С 1817 — проф. Петерб. гл. пед. ин-та, преобразованного в ун-т. В 1840 — директор департамента иностр. исповеданий.
Умер в Петербурге.
Филос.-ист. концепция К. направлена против официальной феодальной идеологии и обосновывала необходимость бурж. развития России.
Опираясь на теорию естеств. права, К. игнорировал, а иногда и отвергал религ. объяснение ист. процесса.
Происхождение и цель чело-веч. об-ва, к-рому, по К., предшествовало внеобществ. "естеств. состояние", раскрываются им из рассмотрения "природы человека", к-рую К. делил на чувственную и дух. (или разумную).
К. считал правомерным как демократическое, так и аристократическое и монархическое устройство об-ва, но осуждал деспотизм.
Вместе с тем он требовал различения "естеств. равенства" и "полит.", а потому различения "первоначальных" и "производных" прав "бедных и богатых, умных и несмышленных, сильных и слабых". Осуждал ужасы революции во Франции. (См.: З.Каменский: "ФЭ". Т.3. С.124.) Соч.: О вкусе // Сочинения студентов Санкт-Петербургского педагогического ин-та по части эстетики.
СПб., 1806; Изображение взаимной связи государственных сведений. 1817; О конституции // Там же. № 18; Право естественное.
Ч.1—2. 1818—1820; Изображение системы политических наук // Красный архив. 1937. № 1; Энциклопедия прав // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. T.I. М., 1951.