Кулишер Михаил Игнатьевич
— публицист и исследователь истории первобытного права. Род. в 1847 г. в еврейской семье; учился на юридическом факультете киевского, одесского и петербургского университетов; по профессии адвокат.
Начал журнальную деятельность в одесской газете "День" и "С.-Петербургских Ведомостях", редак. В. Ф. Корша: позже писал в "Новом Времени", "Русской Правде", "Новостях", "Восходе". В 1879 г. вместе с другими он основал в СПб. орган русских евреев "Рассвет" и одно время был фактическим его редактором.
В 1880 г. К. недолго редактировал одесскую газету "Правду", а с 1880—86 г. издавал в Киеве одну из лучших провинц. газет, "Зарю" (см.), которая прекратилась вследствие столкновения его с номинальным редактором.
Научные статьи К. печатались в "Слове", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Zeitschrift fur Ethnographie", "Archiv fur Anthropologie", "Zeitschrift fur Sprachwissenschaft u. Volkerpsychologie", "Kosmos" и "Globus". Большая их часть посвящена истории семьи, политического строя и собственности.
Они обратили на себя внимание Тэйлора и других исследователей истории культуры.
Научные статьи К. изданы отдельной книгой, под заглавием: "Очерки сравнительной этнографии и культуры" (1887). {Брокгауз} Кулишер, Михаил Игнатьевич — этнограф, юрист и историк, род. в 1847 г. в деревне Софиевке Луцкого уезда Волынской губ., образование получил в раввинском училище в Житомире, затем в каменецкой гимназии; в 1872 г. окончил в Петербургский университет курс по юридическому факультету.
Литературно-научную деятельность К. начал статьями в "Искре" (Курочкина) "Гласном Суде" (в 1867 г.) и в одесской газете "День", затем "Петербургских Ведомостях" (Корша), впоследствии писал в "Новом Времени", "Русской Правде", "Отечественных Записках", "Новостях" и "Восходе". В 1879 г. К. был одним из основателей и фактическим редактором органа русских евреев "Рассвет". В 1880 г. редактировал в Одессе газету "Правда" и с 1880 г. издавал в Киеве одну из лучших провинциальных газет "Зарю". Научные статьи по истории евреев, этнографии и первобытной истории права, К. печатал, начиная с 1876 г., в "Слове", "Восходе", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Русском Богатстве", "Еврейской Старине", "Журн. Мин. Юст.", "Вестнике Права", "Zeitschrift fur Ethnologie", "Archiv fur Anthropologie", "Zeitschrift fur Sprachwissenschaft und Volkerpsychologie", "Kosmos", "Globus" и "Ausland". Отдельно вышли "Das: Leben Jesu, eine Sage" (Leipzig, 1876), "Очерки сравнит. этнографии и культуры" (1887 г.), "Развод и положение женщины" (1896 г.) и "Миф о ритуальном убийстве" (1901 г.) В 1884 г. К. был делегатом на съезде археологов в Одессе, и в 1895 г. на антропологическом съезде в Карлсруэ.
Как историка К. интересует главным образом отношение разных народов к евреям.
Решающим моментом в этих отношениях, по мнению К., были экономические интересы государств.
Евреев, рассеянных по миру и лишенных отечества, пускали в страну лишь ввиду тех выгод, которые можно было из них извлечь.
Средневековые правители обязывали евреев, допущенных на их территорию, заниматься ростовщичеством и считали вполне логичным отнимать у евреев их имущество и не платить им долгов.
Русское правительство усвоило по отношению к евреям ту же политику извлечения из них наибольших доходов ("Польша с евреями и Русь без евреев", "Еврейская Старина", 1910). На этой почве в целях обложения налогами евреи, как и другие сословия, прикреплялись к месту своего жительства, для них сохранены были кагальные учреждения, и проч. Привлечение евреев к откупам и дарование в 1859 году евреям-купцам 1 гильдии права жительства вне черты оседлости К. объясняет той же целью — извлечь наибольшую выгоду из евреев.
Дальнейшая система ограничений прав евреев последних двух царствований, начиная с законов 1882 г. и кончая современными % нормами приема в учебные заведения, объясняются стремлением правительства укрепить черту оседлости и создать как можно больше элементов для обложения налогами ("История русского законодательства о евреях в связи с системой взимания налогов и отбывания повинностей", "Еврейская Старина", 1910 г., IV). В статье "О праве приобретения евреями мелких земельных участков" К. высказался за способность евреев к земледельческому труду, временную же неудачу русских земледельческих колоний относит на счет неурожаев и лихоимства чиновников.
В статье "Прошлое и Настоящее" по истории Литвы и Польши XVI и XVII вв. К. опровергает мнение Костомарова об арендовании евреями церквей при Богдане Хмельницком, в статье "Миф о ритуальном убийстве" ("Русская Мысль", 1901 г.) К. указывает, что евреи живут среди других народов как бы в "естественном состоянии". Почти все этнографические и антропологические работы К. являются ответом на вопрос о жестоком отношении народов к беззащитным евреям.
Работа К. о разводе и положении женщины также развивает мысль о человеческой жестокости.
Остатки и пережитки зверства К. видит во всей окружающей нас жизни. Работы Кулишера по этнографии обратили на себя внимание Тейлора и до сих цитируются учеными Европы и Америки.
Из работ К. надо отметить еще: "Основы уголовного, гражданского и торгового права четыре тысячи лет тому назад" ("Русское Богатство", 1909 г.); "О массовых переселениях и политических движениях" ("Вестник Европы", 1888 г.); "История развития политических учреждений" ("Слово", 1879 г.), "Источники материализма" ("Вестник Европы", 1885 г.). К. состоит членом Общества Распространения Просвещения среди евреев и Центр. Комитета Еврейского Колонизационного Общества. — Ср.: "Еврейская Библиотека", т. 4; Jew. Enc., VII. Аркадий Пресс. {Евр. энц.}