Кулиш Мыкола Гурович
[1892—] — современный украинский писатель и драматург.
Род. в бедняцкой крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в городском училище и в прогимназии, экстерном сдал экзамен за курс гимназии.
Участвовал в империалистической войне [1915—1917]; член компартии.
С 1925 — исключительно на литературной работе.
Был [1924—1925] членом лит-ой организации "Гарт" (см.), затем вместе с Хвыльовым (см.) и др. вышел из нее и стал во главе "Вапліте" (см.), разделяя с руководящим ядром этой группы националистические ее тенденции (теорию "борьбы двух культур"). После самоликвидации "Вапліте" [1928] К. вместе с основным ее ядром участвует в альманахе "Літературний ярмарок", где эта группа, возглавляемая Хвыльовым, играла руководящую роль. Одновременно К. принимает активное участие в о-ве драматургов "Кореліс и в работе театра "Березіль". После прекращения "Літературного ярмарка", в котором тенденции "Вапліте" также находили некоторое отражение, К. вместе с Хвыльовым и др. образуют новую лит-ую организацию "Пролітфронт" [1928], вошедшую в федерацию пролетарских писателей.
Произведением, сразу создавшим К. крупное литературное имя, была пьеса "97" [1925]. Пьеса эта, проникнутая революционным пафосом, изображает борьбу комитета незаможных селян с голодом и кулачеством в период 1920—1922. Высокая художественность, яркая правдивость образов и положений делают "97" одним из крупнейших художественных произведений революционной эпохи. Так же насыщена пафосом революции и верой в ее непреодолимость и другая пьеса К. — "Комуна в степах". Со вхождением К. в "Вапліте" совпадает некоторое изменение в характере его творчества — переход от патетики революции к критике современного советского быта. Комедия К. "Хулио-Хурына" — сильно сгущенный шарж на советскую "провинцию". Здесь автор показывает прикрытую советскими ярлычками уездную обывательщину.
Последующая трагикомедия "Народній Малахій" [1928—1929] показывает столкновение мелкобуржуазных идеалов с советской действительностью, с пролетарской диктатурой.
Преобладание трагического элемента в первых редакциях пьесы, явное сочувствие автора к потерпевшему крах мелкому буржуа, наличие ряда идеологически двусмысленных положений и реплик вызвали большие споры вокруг произведений К. Особенно много споров вызвала пьеса "Мина Мазайло", в которой объектом комедийно-сатирической художественной интерпретации является борьба между великорусским и украинским шовинизмом в быту служилой мещанской обывательщины.
Кроме некоторой искусственности положений, обусловливаемой преувеличением значения национальной проблемы для самосознания отображаемой среды, существенный идеологический порок пьесы — пропаганда национального культуртрегерства в советских условиях.
В области формальных достижений для Кулиша характерен гибкий и выразительный диалог.
Библиография: II. Хмурий В., Микола Кулиш, "Нове мистецтво", 1925, № 3; Смолич Ю., Драматичне письменство наших днів, "Червоний шлях", 1927, № 4, и др. III. Лейтес А. і Яшек M., Десять років української літератури (1917—1927), том І, Харків, 1928. Ник. Новицкий. {Лит. энц.}