Куликов Анатолий Сергеевич
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва с декабря 1999 г., не входит в депутатские объединения, председатель подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета по безопасности; генерал армии; председатель Центрального совета межрегиональной общественной организации "Ратники Отечества" с 1999 г.; родился 4 сентября 1946 г. в п. Айгурский Апанасенского района Ставропольского края; окончил Орджоникидзевское (ныне Владикавказское) высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР в 1966 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1974 г. и Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР в 1990 г., доктор экономических наук; академик Академии социальных наук и ряда других отечественных и зарубежных отраслевых академий; 1966—1990 — служил на командных должностях во внутренних войсках МВД СССР; 1990—1992 — начальник Управления Внутренних войск МВД СССР по Северному Кавказу и Закавказью; в 1992 г. — начальник Управления оперативных и специальных моторизированных частей МВД РФ; 1992—1995 — заместитель министра внутренних дел, командующий внутренними войсками МВД РФ, в ноябре 1994 г. был включен в Группу руководства действиями по разоружению бандформирований в Чечне, с февраля по июль 1995 г. возглавлял объединенное командование группировкой войск на территории Чеченской Республики, входил в состав коллегии Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике (1994—1996); 1995—1997 — министр внутренних дел РФ; 1997—1998 — заместитель председателя Правительства РФ — министр внутренних дел РФ; был членом Совета безопасности РФ (с 1995 г.), членом Совета обороны РФ (с 1996 г.), членом временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (с 1996 г.); председателем Правительственной комиссии по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот (с марта 1997 г.), членом Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам (с мая 1997 г.); перед избранием в Государственную Думу РФ третьего созыва являлся главным научным сотрудником Института социально-политических исследований РАН; был избран депутатом по Петровскому одномандатному избирательному округу № 54 Ставропольского края, выдвигался непосредственно избирателями; награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, имеет ряд других правительственных наград; женат, имеет двоих сыновей и дочь. На назначение А. Куликова в 1995 г. министром внутренних дел многие специалисты отреагировали весьма скептически.
По их мнению, назначение главным борцом с преступностью не следователя и не сыщика, а главы карательных подразделений — Куликов 33 года прослужил во внутренних войсках — могло символизировать приоритет "жандармских" функций над "милицейскими". Именно при Куликове внутренние войска (ВВ) в РФ разрослись до невероятных масштабов — более 10 дивизий, превратившись, по сути, во вторую армию России.
Во внутренних войсках, по утверждениям некоторых экспертов, военнослужащих всего в два раза меньше, чем в Российской армии, и при это финансирование ВВ происходит не в пример полнее и лучше. Как отмечала газета "Московский комсомолец" (13 февраля 1997 г.), то что "отечественный жандармский корпус" разросся до таких масштабов, может означать только одно: "наши власти боятся своего народа куда больше, чем какого-нибудь агрессивного блока НАТО". Наделение министра внутренних дел А. Куликова в 1997 г. еще и должностью вице-премьера, куратора всех силовых ведомств наблюдатели связывали с его наибольшей опытностью по сравнению с другими "силовиками", а также с "управляемостью" Президентом.
Отмечали также, что аналогичную должность в новейшей отечественной истории занимал лишь один Л. Берия. В июне 1999 г. экс-вице-премьер и министр внутренних дел А. Куликов выступил с инициативой скорейшего принятия федерального закона "О мятежной территории", которое необходимо, по его мнению, чтобы нормализовать ситуацию вокруг Чечни, "дестабилизирующей весь регион". По словам Куликова, "Закон о территории, не выполняюшей федеральные законы" должен ограничивать конституционные права в интересах стабильности в регионе, призван "вернуть ситуацию в правовое поле" и определить правоохранительным органам и местным администрациям "рамки для возможности действовать". Отставка Куликова в 1998 г., по мнению ряда наблюдателей, могла оказаться самым радикальным из шагов Президента в рамках реформирования правительства.
Уволенный держал в руках всю огромную и мощную систему МВД. Его назначенцы заняли все ключевые посты. Поверхностный мотив отставки — Президент балансирует силы в верхушке правительства: убрал как Чубайса, так и его главного оппонента Куликова.
Высказывались мнения, что как публичный политик Куликов имел большие резервы, что подтверждалось и данными социологических исследований ("Московские новости" № 11, 1998).