Кулибин Иван Петрович
— механик Императорской Академии Наук, член Императорского Вольного экономического общества.
Сын мещанина Нижнего Новгорода, род. в Нижнем Новгороде 10 апреля 1735 г., ум. там же 30 июля 1818 г. Кулибин предназначался отцом торговать мукой, но он с юности стремился к занятиям механикой и не с целью забавы, а для серьезного практического ее применения.
Исключительные способности Кулибина проявились весьма рано и разнообразно, В саду Кулибиных был пруд, где вода не имела протока и где гибла рыба — молодой Кулибин придумал такое гидравлическое устройство, при котором вода из соседней горы собиралась в бассейне, оттуда шла в пруд, а лишняя вода выводилась из пруда·, с тех пор рыба в пруде начала плодиться.
Это дело победило отца изобретателя, до тех пор недружелюбно смотревшего на занятия сына механикой.
Тогда в Нижнем Новгороде не было ни одного часовых дел мастера, часы для починки посылались в Москву.
Устройство часов давно интересовало Кулибина, он пытался и сам сделать часы, но, не имея инструментов, не мог этого достигнуть; случайно в Москве достал от одного мастера колесную, хотя и испорченную машинку и ручной токарный станок, сделал часы с кукушкою и продал их за хорошую цену; вскоре за тем он починил английские часы с репетицией и тогда разнеслась по городу слава о нем как о часовом мастере.
До сих пор в Нижнем Новгороде существует фирма часовых дел мастера Пятерикова — это был ученик Кулибина.
В конце 1764 г. Кулибин задумал сделать часы особого устройства, чтобы поднести их Императрице Екатерине II. Черноярский купец Михаил Андреевич Костромин, уверовав в дарования Кулибина, вызвался помогать ему в его предприятии и взял на себя содержание Кулибина с семейством и учеником, пока часы не будут сделаны.
При проезде Императрицы Екатерины II через Нижний в 1767 г., губернатор Аршеневский указал Кулибина гр. Г. Г. Орлову, а последний представил механика Императрице.
Осмотрев изделия Кулибина и еще не оконченные часы, Государыня изъявила желание, чтобы после окончания часов, Кулибин приехал в Петербург со своими изделиями. 1 апреля 1769 г. Кулибин, вместе с Костроминым, поднесли в Петербурге Императрице часы. Часы имели форму и величину гусиного яйца; каждый час они отворялись, представляя храм и в нем — Воскресение Христа; в полдень они играли музыку, сочинения самого Кулибина, кантату на слова оды в честь Императрицы.
В награду Кулибину — за изделие, а Костромину — за содействие, дано было по 1000 руб. каждому, изделия переданы для хранения в Кунтскамеру, Кулибин назначен механиком при Академии Наук, с жалованьем 300 руб. в год, при казенной квартире, а Костромину пожалована серебряная кружка — "за благородное и великодушное вспомоществование дарованиям Кулибина". Кроме механических работ, Кулибин поднес Государыне еще и оду своего сочинения.
Работая над часами Кулибин не пропускал случая изучить что-нибудь полезное.
Он сам выучился физике, химии и механике; он умел играть на фортепьяно и пел. По виденным образцам он доходил до существа предмета и таким образом сделал сам электрическую машину, телескоп, микроскоп и две зрительные трубы. Прочитав в 1772 г. в газетах, что в Англии назначена премия за проект моста в один пролет, Кулибин занялся проектом такого моста через Неву; мост предполагался в 140 сажен длины. Академик Эйлер проверил вычисления Кулибина, вполне их одобрил и напечатал о них в Комментариях Академии Наук, с самыми лестными отзывами об авторе проекта.
Модель моста, в десятую часть против настоящей величины, была построена Кулибиным и 27 декабря 1776 г. испытывалась на дворе Академии.
Уже две подобные модели других механиков были испытаны в Академии без успеха; весьма естественно, что после того к кулибинской модели академики относились недоверчиво; даже Эйлер допускал, что, невзирая на его теоретические вычисления, модель на практике не оправдает ожиданий.
Только Кулибин был уверен в успехе и до того, что когда модель выдержала назначенный груз, он велел наложить на нее еще большой лишний груз лежавшего на дворе кирпича, сам взошел на свой мост и пригласил на него всех зрителей и рабочих.
Пожаловав уже 1000 руб. на постройку модели моста, после испытания Императрица приказала выдать Кулибину в награду 2000 руб. Что же касается до английской премии, биографы Кулибина ничего не говорят о ней; по-видимому, как это часто бывает с подобными газетными объявлениями, трудно было найти путь к получению этой премии.
Модель моста, целиком, без разборки ее, была перевезена Кулибиным и стояла некоторое время в саду Таврического дворца.
Кулибин поставил Инструментальную палату при Академии на ту степень совершенства, что она доставляла в казенные места, для ученых экспедиций и по частным заказам математические, физические и др. инструменты; чтобы оценить значение этого факта, надо принять в соображение, что это было в конце ХVIII-го столетия.
В 1775 г. Кулибин, со своим семейством, был исключен из подушного оклада.
Граф В. Г. Орлов советовал Кулибину оставить русское платье и сбрить бороду, чтобы, войдя в общий строй служилых людей, получать общие отличия — чины, ордена и т. д., — Кулибин не согласился на это. Императрица, узнав об этом и одобряя уважение Кулибина к обычаям родины, пожаловала ему в 1778 г. особую золотую медаль для ношения на шее на Андреевской ленте; такая медаль давала право входа во дворец на торжества вместе с штаб-офицерами, и до тех пор была жалована только одному полковнику, прибывшему послом от Запорожских казаков.
В 1779 г. Кулибин устроил фонарь с отражательными стеклами, такого совершенного устройства, что при пробе этого фонаря, горевшего в Петербурге, свет его был виден за 24 версты от столицы, из Красного Села. Фонари эти стали употребляться для освещения длинных галерей, для маяков и т. д.; Державин упоминает о кулибинском фонаре в оде Афинейскому витязю.
Деятельность Кулибина была неутомима.
Он производил не только такие замысловатые вещи, как его часы, или такие серьезные, как модель моста через Неву, но беспрестанно применял к делу знание законов физики и механики.
Вот неполное перечисление его работ. Он первый начал делать для ампутированных искусственные руки и ноги; обыкновенно считают, что такие ноги были изобретены во Франции после русского похода Наполеона I, — но есть основание думать, что изобретатель их воспользовался идеями Кулибина.
В Царскосельском дворце форточки в окнах помещались слишком высоко; для открывание их люди должны были карабкаться по карнизам; опасность этой работы была замечена Императрицей и, по ее желанию, Кулибин приноровил к форточкам такое устройство, что их стали отворять и запирать, действуя снизу шнурками — это тот способ, который теперь распространен.
Нижние коридоры того же дворца были очень темны; Кулибин осветил их днем с помощью зеркал.
Он же починил машину, принадлежавшую Академии и представляющую движение планет.
В доме Л. А. Нарышкина театральный механик Бригонций взялся перенести на другое место автомат, игравший в шашки и дававшего посетителям разные ответы; разобрав механизм и не будучи в состоянии вновь собрать его, Бригонций заявил, что исполнить это может только изобретатель системы.
Тогда Нарышкин обратился к Кулибину, который восстановил автомат.
На стеклянном заводе Кулибин сделал приспособления для безопасного передвижения горшков с расплавленным стеклом.
Для Императрицы придумал подъемную машину, где кресло двигалось без цепей и канатов по винтовой линии. Устроил во дворце комнатный фейерверк, с ракетами, огненными фонтанами и выстрелами, но без дыма и пороха.
При спуске 130-ти пушечного корабля Благодать, остановившегося на эллинге и не поддававшегося никаким усилиям строителей для спуска, обратились к Кулибину, который очень скоро сдвинул корабль с места и спустил его на воду. Однажды Кулибин, поздно вечером, был экстренно потребован к коменданту, который сообщил ему дошедшее до Императора известие, что шпиль Петропавловской крепости погнулся; думали, что это следствие недавней бури или даже никем не замеченного колебания почвы. Император поручил Кулибину, вместе с архитектором Кваренги, осмотреть шпиль; Кваренги, впрочем, еще до того осматривал шпиль и заявил, что тут нужен механик.
Кулибин отправился в крепость, осмотрел шпиль, выверил его, влезал даже с работником на шпиль по проволочным лестницам, подвергаясь при своем преклонном возрасте опасности, но не нашел ни малейшего уклона.
Тогда комендант крепости привел его к одной двери и просил посмотреть на шпиль в отношении к косяку: Кулибин посмотрел и доказал коменданту, что не шпиль погнулся, а криво стоит косяк двери. По этому случаю, Император Павел I, узнав, что Кулибин пятый год безвозмездно поверяет дворцовые часы и при старости своей, ходит для того на высокий фронтон Зимнего Дворца, приказал выдавать ему жалованье за этот присмотр по 1200 руб. в год и выдать 4800 руб. за прошедшие четыре года. Император Александр I два раза принимал Кулибина; а в 1801 г., по прошению, уволил от службы при Академии, с назначением в пенсию его жалованья, квартирных денег по 300 руб. в год и с единовременной выдачей 6000 руб. на у плату долгов, которые образовались у Кулибина благодаря его постоянным опытам по механике.
Кулибин отправился на житье в Нижний Новгород, где купил домик. Тут он занялся проектом судна, которое могло бы ходить против течения.
Такое судно было им придумано и испытано с успехом в 1782 г. в Петербурге; оно двигалось посредством той же воды, которая мешала ему идти. В Нижнем опыт тоже удался и в 1806 г. Кулибин ходатайствовал о принятии этой системы судов для общего употребления.
Ему выдали 6000 руб. в возмещение расходов на это изобретение, а модель судна была сдана в Нижегородскую ратушу, где осталась без применения к делу, а со временем уничтожилась.
В Нижнем Кулибин составил проект железного моста через Волгу, о трех пролетах, на быках; тогда же он обратился и к разрешению вопроса о вечном движении (prepetuum mobile). Еще в 1794 г. один немецкий механик прислал в Петербург проект своей машины, будто бы разрешающей задачу вечного движения.
Кулибин нашел проект несостоятельным и доказал это, построив модель проектированной машины.
Сын Кулибина в статье, помещенной в "Москвитянине" 1854 г. (т. V, стр. 27) говорит, что Кулибин напал на мысль о разрешении этой задачи, но умер, не сообщив никому своей идеи. Кулибин скончался в полной бедности.
На его похороны, вместе с толпой народа, явились учителя и ученики Нижегородской гимназии, и проводили прах Кулибина до могилы.
Гроб до могилы несли на руках Пятериков с именитыми гражданами.
За год до смерти Кулибина учитель гимназии Веденецкий написала, его портрет; механик изображен сидящим у стола, с циркулем в руках; на столе стоит телоскоп, а на нем висят часы, в форме яйца, которые Кулибин поднес Императрице Екатерине II; на шее Кулибина — медаль, пожалованная ему за отличие; портрет этот находится во владении рода Кулибиных. — Кулибин был женат три раза; в последний раз женился около 70 лет от роду. От всех браков он имел детей, сыновей: Семена, Дмитрия, Павла, Александра и Петра и семь дочерей.
Старший сын получил на службе чин статского советника, Дмитрий занялся гравированием, младшие двое воспитывались в Горном Институте и стали горными инженерами.
Могила Кулибина находится на Петропавловском или Всехсвятском кладбище в Нижнем Новгороде, на ней поставлен памятник нижегородским архиепископом Иаковом.
По делам своим и следу, оставленному им в русской жизни, Кулибин является выдающимся человеком; когда он вернулся на житье в Нижний, жители приняли его с гордостью.
В Нижегородской думе портрет Кулибина находится вместе с портретом Минина; в городе открыто Кулибинское ремесленное училище, основанное по мысли Нижегородского клуба всех сословий, заявленной при воспоминании 50-тилетия со дня смерти Кулибина.
Весьма неудачно биографы Кулибина укрепили за ним прозвище механика-самоучки.
Самоучкой зовут того, кто, учась правильно, достиг кое-чего. Кулибин же учился много, хотя и без руководителей, и овладел своим предметом в совершенстве; работы его вызвали удивление академиков.
Весьма замечательно в этом отношении письмо знаменитого Д. Бернулли к академику Фуссу от 7-го июня 1777 г., после того, как Бернулли получил из Петербурга сообщение о проекте моста через Неву; оно свидетельствует, что Бернулли смотрел на Кулибина, как на человека, который в общем с ним деле пошел дальше него, Бернулли.
Профессор A. Ершов, в статье "О значении механического искусства в России" ("Вестник промышленности" Ф. Чижова, 1859, № 3, март), отзываясь о Кулибине, что он мог бы стать нашим Уаттом или Фултоном, приводит отзыв известного строителя мостов, инженера Д. Журавского, о модели Кулибинского моста: "На ней печать гения; она построена по системе, признаваемой новейшей наукой самой рациональной; мост поддерживает арка, изгиб ее предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американской". Ершов выражает надежду, что где-нибудь могут быть найдены чертежи судна, изобретенного Кулибиным для плавания против течения, силой самой сопротивляющейся ходу воды. Литература о Кулибине весьма обширна, есть даже драматическое представление под именем нашего механика ("Пантеон", журнал Ф. Кони, 1850, т. II). Список всего, напечатанного о Кулибине, находится при третьем и следующих изданиях брошюры г. Ремезова: "Кулибин, механик самоучка". — Главными материалами для биографии Кулибина служат: "Воспоминания о И. П. Кулибине", П. Пятерикова ("Москвитянин", 1853 г.). "Материалы для биографии", собранные статским советником Кулибиным ("Москвитянин", 1854, т. VI); "Жизнь русского механика Кулибина", сост. П. Свиньиным.
Автобиография, весьма краткая, упоминающая только о поднесении Императрице Екатерине часов и др., напечатана в "Русской Старине" 1873, т. VIII, стр. 734; Пекарский, "Ист. Имп. Акад. Наук", I, 118; Иванов, "Наши самородки" в журнале "Век", 1862, №№ 9, 10; "Русский Ремесленник", 1862, № 1; "Грамотей". 1862, № 1; "Воскресный Досуг", 1864, № 7, "Русск. Худ. Лист." 1759 г. № 8, "Чтения Моск. Общ. Ист. и Древн.", 1862, № 1; "Производитель и промышленность", 1859, № 2, ст. Лебедева и др. Н. Н. П. {Половцов} Кулибин, Иван Петрович — русский механик-самоучка (10 апреля 1735 г. — 30 июня 1818 г.), сын нижегородского мещанина, смолоду интересовался выдумыванием и постановкой разных замысловатых флюгеров, меленок, толчей и особенно устройством деревянного механизма домашних стенных часов. Благодаря денежному содействию нижегородского торговца М. А. Костромина, К. удалось осуществить устройство весьма сложных часов, имевших форму яйца: в нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, с вооруженными по сторонам воинами (серебряные фиг.). Ангел отваливал камень от гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву Христос Воскресе и двери затворялись; весь механизм состоял из с лишком 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей.
Летом 1768 г. Екатерина II посетила Нижний Новгород и К. был ей представлен вместе с еще незаконченными тогда часами, телескопом, микроскопом и электрической машиной, им же сделанными.
По приглашению тогдашнего директора академии наук, графа Вл. Гр. Орлова, К. переехал в СПб. и в 1770 г. вступил на службу при академии, с жалованьем 300 р. в год; на его обязанности лежало "иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен". За выучку каждого из академических художников К. обещано вознаграждение в 100 и более руб. Откликнувшись на вызов англичан сделать "лучшую модель такому мосту, который бы состоял из одной дуги или свода без свай, и утвержден бы был концами своими только на берегах реки", К. собственными исчислениями в 1773 г. дошел до практических выводов, а в декабре 1776 г. демонстрировал на академическом дворе перед собранием ученых (Эйлеры — отец и сын, С. Котельников, Ст. Румовский, В. Л. Крафт и мн. др.) 14-ти саженную модель моста, за которую награжден 2000 руб. и большой золотой медалью.
Изобрел "для водоходства машинные суда (1782): "судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы...". Затем К. осветил при помощи обыкновенных зеркал темные переходы царскосельского дворца, устроил электрофоры карманные, огромное зажигательное стекло, водяные мельницы невиданных систем, трехколесную самокатку.
В 1801 г. К. уволен от обязанностей механика при академии наук, с ежегодной пенсией в 3000 руб., причем ему выдано было 12 тыс. руб. (6000 р. заимообразно) на сделание судна для р. Волги и К. возвратился в Нижний Новгород; судно было испытано в 1804 г. и сдано нижегородским городским властям в 1807 г. Почти всеми забытый и обедневший К. (пожар в 1813 г. лишил его почти всего имущества) в 1814 г. представил проект железного трехарочного моста через Неву, модель которого хранится в музее института инженеров путей сообщения (имеется весьма редкая огромная гравюра резцом).
В возмещение расходов по изобретениям, К. неоднократно получал иногда довольно значительные суммы от Екатерины II, Павла I и Александра I. В 1792 г. К. принят в члены Импер. Вольного Экономического Общества.
Одаренный от природы пытливостью, необыкновенно способный К. был мало образован и нередко трудился над тем, что уже было известно до него. Первые биографические сведения о К. помещены в "Опыте словаря о российских писателях" Н. Я. Новикова; его биография в "Отечеств.
Записках" Свиньина и отд. (СПб., 1819); автобиография в "СПб. Губ. Ведомостях" (1845, № 2), сообщ. Быстровым; "Нижегородские Губ. Ведомости" (1845, №№ 11—26); "Москвитянин" (1853, кн. IV, № 14), Пятерикова, и доп. Н. Г—ва (там же, № 24); Н. Лебедев, в журн. "Производитель и Промышленник" (1869, № 2); А. Щапов, в журн. "Век" (1862, №№ 9 и 10); "Кулибинский юбилей в Нижнем Новгороде" ("Нижегор.
Губ. Вед." (1868, № 28, там же о К. — №№ 41, 43 и 44); заметки П. Храмцовского (там же, 1867, № 34); "Портретная галерея" А. Мюнстера (т. II); "Память о К. в Нижнем Новгороде" Гациского ("Москва", 1868, № 82); "Материалы о К." ("Чтения в Общ. Истории и Др. Российских", 1862, № 1); "Механик-самоучка К." ("Русский Ремесленник", 1862, № 1); И. Ф. Горбунов, "И. П. К." ("Русская Старина", 1872, №№ 4 и 5); И. Андреевский (там же, 1873, № 11); Ф. E. Коротков, "И. П. К." (чтение для народа, СПб., 1875); И. Ремезов, "Материалы для истории просвещения в России.
Самоучки" (СПб., 1886); о знаменитых часах К. см. "St. Petersb. Journal" (1777, май), "СПб. Ведомости" (1769, № 34) и "Кабинет Петра Вел.", О. Беляева (СПб., 1800) и др. {Брокгауз} Кулибин, Иван Петрович механик-самоучка.
Издал: "Описание представленного на чертеже моста простирающагося из одной дуги на 140 саженях... с разными вычислениями состоящих в нем тяжестей по расстоянию и других обширных зданий.
С.-Петербург 1799"; в лист с 3 листами чертежей и видом моста (в СПб. Публ. библиотеке).
Вид моста на огромном листе, гравирован, по свидетельству Келенбенца, самим Иваном Кулибиным.
Деревянная модель этого невозможного моста находится в Музее института путей сообщения. {Ровинский} Кулибин, Иван Петрович знаменитый механик-самоучка; р. 10 апреля 1755 г. в Нижнем Новгороде и там † 1818 г. 30 июля. {Половцов} Кулибин, Иван Петрович (10 апр. 1735 — 30 июля 1818) — рус. механик.
Род. в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) в семье мелкого торговца.
Учиться в школе К. не пришлось.
Обучался грамоте у дьячка.
С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных сложных механических устройств.
Особое внимание в юношеские годы К. уделял изучению часовых механизмов.
Стремясь пополнить свое образование, он изучал появившиеся в середине 18 в. на рус. языке сочинения по механике и др. вопросам техники, в частности труды М. В. Ломоносова, знакомился с заметками о новейших изобретениях, к-рые публиковались в "Прибавлениях к С.-Петербургским Ведомостям" и др. Упорная работа помогла К. овладеть теорией механизмов часов и всеми тонкостями часового дела. В течение 1764—67 К. работал над изготовлением часов в форме яйца, представлявших собой сложнейший механизм автоматич. действия.
Эти часы К. преподнес в 1769 Екатерине II, к-рая назначила его на должность заведующего механич. мастерской Петербург.
АН. В этих мастерских изготовлялись астрономич., оптич. трубы, электростатич. машины, навигационные и др. приборы, в конструировании к-рых принимали участие крупнейшие ученые.
В период работы в мастерских К. были созданы оригинальные механизмы и приборы.
Он сконструировал "планетные" карманные часы, в к-рых применил новую систему компенсационного устройства; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни, педели, времена года, фазы Луны. Им были также созданы проекты башенных часов, миниатюрных "часов в перстне" и др. Особенно значительны заслуги К. в произ-ве оптич. приборов.
Им разработаны новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др. В 70-х гг. 18 в. К. создал несколько проектов одноарочного моста через р. Неву с длиной пролета 298 м вместо применявшихся 50—60-метровых пролетов.
Подобное увеличение перекрытий пролета стало возможным благодаря предложенным К. фермам с перекрестной решеткой.
При проектировании моста К. не ограничился общеизвестными приемами теоретич. расчета, а самостоятельно разработал экспериментальный метод определения расчетных усилий с помощью "веревочных опытов", т. е. с помощью применения свойств веревочного многоугольника, теорема о к-ром была сформулирована в механике значительно позже. 27 дек. 1776 построенная К. модель одноарочного моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академич. комиссией.
Результаты испытаний полностью подтвердили правильность всех расчетов.
Проект К. получил блестящую оценку таких выдающихся ученых, как Л. Эйлер, Д. Бернулли и др. Несмотря на полную реальность проекта, К., не имея материальной поддержки правительства, не смог осуществить его, хотя идея постройки моста не оставляла его всю жизнь. С 1801 он работал над вариантами металлич. моста, тщательно разрабатывая не только проекты моста, но и технологию изготовления отдельных узлов и конструкций.
Так, для выполнения металлич. элементов моста им были предложены проект сверлильного станка с приводом от паровой машины лли от конного привода, методы сборки и установки металлич. арок и т. д. Однако и этот проект, несмотря на полную его обоснованность, был правительством отклонен.
Всего К. разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлич. мостов.
В 1779 К. сконструировал свой знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в пром. целях для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. Им была изготовлена повозка-самокатка, в к-рой К. применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д. Повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.
В 1793 К. построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку.
В 1791 разработал конструкцию "механических ног", т. е. протезов.
Этот проект после войны 1812 был использован одним из франц. предпринимателей при изготовлении протезов для раненых офицеров.
В 1794 К. создал оптич. телеграф для передачи условных знаков на расстояние.
Им был разработан механизм телеграфа, система передачи сигналов, оригинальный код знаков и т. д. Кроме этих изобретений, К. был вынужден по заказу царского двора заниматься ремонтом сложных автоматич. игрушек, а также устройством фейерверков.
К 1801 К. был уволен из АН и вернулся в Нижний Новгород.
В этот период у К. не было необходимых условий для творчества, но несмотря на это, он продолжал свои конструкторские работы над созданием судна, названного им "водоходом", к-рые он начал еще в 1782. Судно двигалось с помощью специального вододействующего механизма, состоявшего из водяных колес, приводившихся в движение течением воды, и каната с якорем, закидывавшегося вверх по течению.
Судно могло подниматься вверх по течению, как бы подтягиваясь на канате.
К. тщательно изучил все технич. и экономич. условия эксплуатации судна, и к осени 1804 оно было построено.
Несмотря на то, что испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, это изобретение К. также не было использовано, а само судно через нек-рое время было продано на слом. Ко времени пребывания К. в Нижнем Новгороде относятся также его работы по применению паровой машины для движения грузовых судов. В связи с вопросами, связанными с созданием паровой машины, К. разрабатывал проект приспособления для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.
Кроме того, он создал проекты машины для добычи соли, сеялки, различных мельничных машин, водяного колеса оригинальной конструкции, фортепьяно и др. В последние годы жизни К. находился в крайне тяжелых материальных условиях и умер в бедности.
Соч.: [Краткие сведения... о своих изобретениях], в кн.: Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском ун-те, кн. 1, отд. 5, М., 1862; Описание представленного на чертеже моста, простирающегося из одной дуги на 140 саженях, изобретенного механиком Иваном Кулибиным, СПб, 1799; Реестр черновой собственных изобретений механика Кулибина и других произведенных им по части механики, оптики и физики дел, о коих следует ниже сего, "Москвитянин", 1853, т. 4, № 14, кн. 2, отд. 4; Описание, каким образом... делать... скрытно привязанные ноги в виде натуральных, в кн.: Научное наследство.
Естественнонаучная серия, т. 1, М.—Л., 1948. Лит.: Свиньин П., Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения, СПб, 1819; Раскин H. M., Рукописное наследие И. П. Кулибина (Из Архива Акад. наук СССР), "Вестник АН СССР", 1950, № 10 (Никишатова В.), Русский изобретатель и конструктор И. П. Кулибин, Горький, 1948; Дормидонтов Н. К. и Раскин H. M., Работы И. П. Кулибина в области речного транспорта, в кн.: Труды по истории техники, вып. 11, М., 1954; Пипуныров В. Н., Иван Петрович Кулибин.
Жизнь и творчество, М., 1955; Рукописные материалы И. П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов и чертежей, М.—Л., 1953 (Акад. наук СССР. Труды архива, вып. 11); Гофман В. Л., И. П. Кулибин как строитель и архитектор, в кн.: Архив истории науки и техники, вып. 4, Л., 1934.