Куклин Николай Никанорович
[27.4(9.5). 1886, Выборг — 8.7.1950, Ленинград] — арт. оперы (драм. тенор), камерный певец и педагог.
Засл. артист РСФСР (1933). Род. в крестьянской семье. В 1902 окончил Рус. уч-ще в Выборге.
Пению обучался в 1902—06 в петерб.
Придв. певческой капелле, в 1908—14 — Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой).
Позднее два года совершенствовался во Франции у Л. Эскалаиса и Ф. Литвин.
В 1913 — 14 пел на сцене петерб.
Нар. дома, в 1917 —18 — в петрогр.
Т-ре муз. драмы, в 1918—47 солист Мариинского т-ра, ГАТОБа, позднее Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова.
Эпизодически выступал в спектаклях МАЛЕГОТа.
В 1924 гастролировал в Берлине и Н. Новгороде.
Обладал глубоким голосом широкого диапазона.
Исп. поражало слушателей своей экспрессией. 1-й исп. партий: Железнова ("За красный Петроград"), Дымченко ("Лед и сталь"), Чапаева ("Черный яр"): в Мариинском т-ре — Хуана ("Дон Кихот"); на рус. сцене — Парсифаля ("Парсифаль"); в СССР — Фрица ("Дальний звон"). Тамбурмажора ("Воццек"). Лучшие партии: Баян, Финн, Самозванец, Княжич Всеволодович.
Михайло Туча, Герман ("Пиковая дама"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Хозе ("Кармен"), Ирод, Тангейзер, Зигмунд, Парсифаль, Зигфрид ("Гибель богов"), Погнер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Др. партии: Дон Жуан ("Каменный гость"), Голицын ("Хованщина"), Ахиор, Моцарт, Лыков, Садко; Рауль, Канио, Гофман, Пинкертон, Каварадосси, Мазаньелло;
Труфальдино, Петух. Партнеры: Г. Боссе, М. Бочаров, Н. Вельтер, К. Держинская, Ф. Литвин, М. Максакова, В. Павловская, М. Рейзен, О. Слободская, Ф. Шаляпин.
Пел п/у А. Гаука, А. Глазунова, В. Дранишникова, О. Клемперера, А. Коутса, Э. Купера, Д. Похитонова, С. Самосуда, Г. Фительберга, О. Фрида. Ф. Штидри.
В 1912—17 принимал участие в общедоступных концертах Муз.-историч. общества им. А. Шереметева (на средства к-рого совершенствовался в пении в Париже). 15 апр. 1912 впервые выступил в симф. концерте, в к-ром исп, сольную партию в Реквиеме Г. Берлиоза.
Репертуар включал также сольные партии в кантатах, мессах, ораториях И. Гайдна, Ф. Мендельсона, Реквиеме Дж. Верди, 9-й симфонии Л. Бетховена.
Наибольшим успехом в камерном репертуаре пользовались романсы М. Глинки, А. Даргомыжского и П. Чайковского ("Страшная минута"). После 1917 участвовал в концертах для рабочих, солдат и моряков, в 1920—21 входил в состав оперно-конц. труппы Балтфлота и труппы культ.-просвет. отдела Петрогр.
Совета профессиональных союзов.
В 1921 в концерте, посвященном произв. скандинавских композиторов, исп. финские песни. В 1909—15 преподавал в различных учебных заведениях Петербурга.
В 1934—37 педагог-вокалист в худож. школе при Киров, заводе, в 1934— 40 рук. хора Военно-морского уч-ща им. М. В. Фрунзе, в 1942—47 рук. Ленингр. женского ансамбля песни и пляски противовоздушной обороны (МПВО). Программа ансамбля включала массовые песни, отрывки из опер "Мазепа", "Фауст", "Вильгельм Телль", "Тихий Дон". Коллектив гастролировал в Москве и по городам Прибалтики.
После войны ансамбль получил статус профессионального коллектива (Ленингр. гос. женский хор). Автобиография певца (рук. 1948) — в ЛГАЛИ, ф. 337, оп. 2, ед. хр. 200, лл. 9—11. Лит.: Н. M-в. Н. Н. Куклин // Рабочий и театр. 1932. № 34. С. 19; Николай Николаевич Куклин. (К 40-летию его творческой деятельности // За сов. искусство. 1947. № 12. С. 5; Н. Н. Куклин (Некролог) // Там же. 1950. № 12. С. 5; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Гордон А., Коннов А. Артисты-бойцы // Сов. музыка. 1965. № 5. С. 146—148; Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. 1917—1922. — Л., 1984. С. 206; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 31, 32.