Кудрявцев Виктор Дмитриевич
(1828—1892) — русский философ.
Происходя из духовного звания, он окончил курс в московской духовной академии и там же занимал кафедру истории философии; преподавал логику и историю философии покойному Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу.
В целом ряде статей он касался вопросов, которые были предметом особенного внимания у нас в период шестидесятых годов (о позитивизме и материализме, о прогрессе, о дарвинизме и т. п.). Ему удалось также изложить значительную часть своей философской системы, особенно философию религии и теорию познания.
Сочинения К. изданы братством пр. Сергия (Сергиев посад, 1892—1894). О К. см. статьи Алексея Введенского, предпосланные первому тому сочинений К. и вышедшие затем отдельной брошюрой: "О характере, составе (сжатое изложение) и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова" (Сергиев пос., 1893). Подробные биографические сведения дает сослуживец К., проф. И. Н. Корсунский в том же первом томе. Более обстоятельные библиографические указания можно найти у Я. Колубовского, в "Вопр. философии и психол.", 1890, кн. 4, и в "Философском ежегоднике" за 1893 г., под словами Алексей Введенский и Кудрявцев.
Философия для К. есть наука об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, в их взаимной связи и проявлении в бытии феноменальном.
Она должна вложить душу и жизнь в изучение фактов и озарить их идеальным светом.
Для философии требуется метод общенаучный, представляющий соединение синтеза и анализа.
Все, не исключая и скептиков, признают существующими мир духовный, мир физический и абсолютно-совершенное существо, совмещающее в себе полноту бытия и знания.
Если свести эти коренные истины к единству, к истине первоначальной и основной, то такой истиной следует признать бытие существа абсолютного.
Идея всесовершенного существа напечатлена в нас самим объектом этой идеи. Духовная и материальная стороны бытия так тесно связаны, что невозможно допустить, чтобы в основе мирового бытия лежали два противоположные начала.
До сих пор объединяющего начала искали в самом же мировом бытии, в какой-либо из сторон его — духовной (идеализм) или материальной (материализм), причем всегда приходилось жертвовать одной стороной бытия в пользу другой.
Остается предположить такое объединяющее начало вне мира. Таким образом, вместо монизма субстанциального, лежащего в основе материализма и идеализма, получится монизм трансцендентальный, в котором объединяющее начало возвышается над областью бытия условного, и дуализм материи и духа получает подчиненное значение.
Наше знание не есть субъективный продукт нашего творчества, но выражение в нашем духе самой природы, ее различных свойств и сторон.
Поэтому должно быть царство идей, сосредоточиваемых, как в своем центре и источнике, в существе совершенном.
Для восприятия воздействия со стороны этого идеального мира требуется особый орган. Хотя для объяснения состава и генезиса как самого вещества, так и различных органических существ, следует признать систему относительно-самостоятельных образовательных сил, эти силы должны быть сведены к управляющей ими высшей, божественной силе. Таким образом, в системе К. идея Бога служит ключом при решении как гносеологических, так и космологических вопросов.
В своих сочинениях, как и в академическом преподавании К. отличался рассудочной ясностью мысли и свободой от взглядов исключительных и односторонних.
Для оправдания теистического мировоззрения он довольствовался критикой известных философских учений, не подвергая основные данные человеческого сознания новому, самостоятельному пересмотру.
Я. Колубовский. {Брокгауз}