Куделин Евгений Гаврилович
(27.11.1922—05.10.1990) — спец. по диалектич. и ист. материализму; канд. филос. наук, проф. Род. в с. Коленец Вологодской обл. Окончил ф-т рус. яз. и литературы Горьковского гос. пед. ин-та, (1950). Работал в Горьк. горкоме КПСС инструктором, потом — рук. лекторской группы.
Затем он назначается нач. Горьк. гор. управления культуры, читает лекции в вечерних ун-тах марксизма-ленинизма, по совм. преподает на кафедре филос. Горьк. пед. ин-та. В 1954 по решению Секретариата ЦК КПСС направляется в Хабаровский край, где заведует отделом науки и культуры крайкома КПСС, позже назначается нач. краевого управления культуры, читает лекции по филос. в Хабар. ВПШ. Канд. дисс. — "О превращении труда в источник радости, в первую жизненную потребность" (1964). В 1965 избирается на должность доц. кафедры марксизма-ленинизма Горьк. с.-х. ин-та, а с 1966 и до кончины — зав. кафедрой маркс.-лен. филос. и основ науч. коммунизма в этом же ин-те. Решением Гос. комитета СССР по нар. образованию ему было присвоено звание проф. по кафедре маркс.-лен. филос. (1989). Многолетние иссл. привели К. к мысли о том, что, кроме механизма взаимодействия производительных сил и производственных отношений, существуют др., более фундам. механизмы и законы развития об-ва, основанные на разнообразных потребностях людей. В связи с этим он разработал собственную классификацию потребностей.
Изучение потребностей, их взаимодействия друг с другом, а также с производством, со способностями человека позволило ему выдвинуть и обосновать ряд идей. 1. Выделение в истории об-ва периодов: доклассовый, классово-антагонистический, ком. имеет не только внеш. признаки, но и внутр. сущность, заключающуюся в том, что в первый период вед. место принадлежит фи-зиол., во второй — соц., в третий — интеллектуальным или дух. потребностям. 2. Взаимодействие созидательных и потребительских потребностей должно быть сознательно регулируемо об-вом, причем так, чтобы вед. место занимали созидательные потребности, ибо их развитие позволяет решить такие важнейшие ист. проблемы, как превращение труда в первую жизненную потребность человека, а творч. — в осн. сферу его жизнедеятельности. 3. Диалектика производства и потребностей закономерно приводит к тому, что на опр. этапе развития материального производства кардинально меняется его направленность: из средства поддержания и воспроизводства жизни, обеспечения соц. ин-тов, их функционирования и развития оно превращается в средство обеспечения свободного всестороннего развития членов об-ва, когда выходит за рамки клас.-антагонистических формаций. 4. С известным ранее законом возвышения потребностей взаимодействует еще один общесоциол. закон — закон соревнования способностей.
Именно эти два закона и лежат в самом фундаменте обществ. процессов.
Соч.: Труд — потребность и радость жизни. М., 1966; Закон возвышения потребностей (о диалектике производства и потребностей).
Горький, 1970; Диалектика производства и потребностей.
М., 1977; Законы возвышения потребностей и соревнования способностей в историческом материализме.
Горький, 1985. Г.Н.Шарапов