Ксения Ивановна Романова
(в иночестве Марфа) — мать царя Михаила Федоровича, ум. 27 января 1631 г., год рождения неизвестен; можно полагать, что скончалась она лет шестидесяти.
Дочь дворянина Ив. Вас. Шестова и жены его Марии. Вышла замуж за Федора Никитича Романова, — впоследствии патриарх Филарет — около 1590 года. Федор Никитич и Ксения Ивановна Романовы имели пять сыновой и дочь; трое старших — Борис, Никита и Лев умерли в младенчестве (первые два—29 ноября 1592 г., третий—21 сентября 1597 г.); Михаил, впоследствии царь, род. 12 июля 1596 г., после него следовали сын Иван и дочь Татьяна.
Когда в 1598 г. Романовых постигла опала, Ксения Ивановна была разлучена с мужем и с детьми; муж ее был вскоре пострижен, дети отправлены были на Белоозеро; здесь Иван и скончался в 1599 г. Ксения Ивановна была тоже вскоре пострижена под именем Марфы и заточена в Толвуйском погосте, в нынешнем Петрозаводском уезде. Ее заточение не было особенно строгим, а местные жители и духовенство относились к ней с большим почтением.
В марте 1602 г. опала с Романовых была снята и Ксения Ивановна поселилась вместе со своими детьми в с. Клин, Юрьевского уезда. С воцарением Лжедмитрия Романовы были приближены к престолу и инокиня Марфа с детьми прибыла в Москву.
Здесь же жила она и во время царствования Шуйского, жена которого, царица Марья, рожденная княжна Буйносова-Ростовская, была в дружбе с инокиней Марфой; за родственника царицы кн. Михайла Кафтырева-Ростовского, выдана была Татьяна Федоровна Романова.
Инокиня Марфа с сыном провела врема в Москве до конца октября 1612 г.; они перенесли всю осаду и были выпущены поляками из Кремля только накануне сдачи его войскам Пожарского.
Через Ярославль инокиня Марфа отправилась в свое родовое имение село Домнино, Костромского уезда; здесь провели они с сыном зиму и в начале 1613 г. прибыли вместе в Кострому, где поселились в Ипатьевском монастыре. 14 марта 1613 г. в монастырь явилось посольство от собора, заседавшего в Москве и избравшего на царство Михаила Романова.
Вновь избранный царь со своей родительницей встретили посольство перед святыми воротами монастыря, сразу же ответили отказом и не скоро согласились даже войти в церковь, где, после молебного пения, возобновлены были просьбы к Михаилу, чтобы он принял царство, а к его родительнице, чтобы она благословила сына на царство.
Целые шесть часов продолжались в церкви совещания, прежде чем Марфа благословила сына; летописные известия говорят, что Марфа первая уступила и воскликнула, обращаясь к образу Богородицы: "Се, Тебе, о, Богомати, Пречистая Богородице! в Твои руце, Владычице, чадо свое предаю и како же хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству!" Через пять дней Михаил и Марфа выехали на Ярославль; прибыв сюда 21 марта, они провели здесь время до 16 апреля; 2 мая — въехали в Москву.
При молодом царе были ближайшими советниками его дядя Иван Никитич Романов, двоюродный его брат, князь Ив. Борис. Черкасский, и боярин Федор Иванович Шереметев.
Но наибольшим влиянием на царя пользовалась его родительница.
О влиянии этом можно заключить из того, что имя "великой старицы" Марфы упоминается во многих грамотах и из обстоятельств, связанных с женитьбой ц. Михаила; непосредственно же от царевой матери исходили различные благотворительные и хозяйственные распоряжения.
Так, она позаботилась об участи многих пострижениц, судьба которых связана была с судьбой царствовавших до Михаила государей, именно об инокинях Дарье — Анне Колтовской, четвертой супруге Грозного, Елене — вдове Шуйского, Александре Сабуровой и Прасковье Соловой, вдовах царевича Иоанна; затем Марфа наградила людей, оказывавших ей внимание во время заточения ее в Толвуйском погосте и крестьян села Домнина, особенно родственников Ивана Сусанина. 14 июня 1619 г. возвратился в Москву из польского плена митр. Филарет, вскоре возведенный в звание патриарха.
В 1619 и 1620 гг. царь Михаил, в сопровождении матери своей, совершил две поездки по монастырям.
При участии великой инокини состоялось в 1616 г. первое обручение царя Михаила с девицей Марией Хлоповой; как известно, свадьба не состоялась; невеста была признана больной и удалена в Нижний Новгород.
Филарет, ознакомившись с обстоятельствами, сопровождавшими сватовство, заподозрил интриги со стороны Салтыковых; молодой царь, по-видимому, сохранил расположение к своей прежней невесте — и в 1623 г. было отправлено посольство привезти Хлопову снова в Москву;
Салтыковых, родственников Марфы, обвиненных в кознях против этого брака, Филарет отправил в ссылку.
Это так раздражило Марфу, что она высказала непреклонное несогласие свое на вступление Михаила в брак с Хлоповой.
В сентябре 1625 г. Михаил женился, по выбору матери, на княжне Марье Владимировне Долгоруковой; молодая царица умерла в январе следующего года; в 1628 г. Михаил Федорович вступил во второй брак с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.
Эта женитьба, по-видимому, нимало не отдалила сына от матери; одни и те же люди были ближайшими лицами и старицы Марфы, и царской четы. Инокиня Марфа скончалась 27 января 1631 года и погребена в усыпальнице Романовых, в Новоспасском монастыре.
Хрущов И. П. — "Ксения Иван. Романова" — в "Древней и Новой России", 1876 г. и отдельно — Киев 1876 г., и С.-Петербург, 1882 г., в "Сборнике литерат., историч. и этнограф. статей и заметок", СПб., 1901 г., 135—174.; Селифонтов, "Сборник материалов по истории предков ц. Мих. Фед.". {Половцов} Ксения Ивановна Романова (в иночестве Марфа) — мать царя Михаила Федоровича.
При Годунове со всей семьей подверглась опале: пострижена и заточена в монастырь.
С 1606 г. жила в костромском Ипатьевском монастыре, где и воспитала своего сына. Когда в 1613 г. явились туда послы земского собора просить Михаила на царство, Марфа долго отказывала им, ссылаясь на его малолетство и на их "малодушество". С воцарением Михаила, она поселилась в деревянных хоромах вдовы царя Василия Шуйского.
Позже упоминается только по делу Марии Хлоповой, которая ей была почему-то неприятна.
В. P—в. {Брокгауз}