Крылов Виктор Александрович
— известный драматург.
Род. в 1838 г. в Москве где отец его занимался адвокатурой.
Учился в инженерном училище и инженерной акд.; был недолго преподавателем начертательной геометрии.
Вышел в отставку капитаном.
На долю первой публично поставленной пьесы его — драмы, из крепостного быта: "Против течения" (1865) — выпал шумный успех, и с тех пор К. (под псевдонимом Виктора Александрова) становится одним из самых плодовитых и самых "репертуарных" драматургов наших. Он поставил на сцену более тридцати оригинальных пьес и более семидесяти переделок с нем. и французского.
Из оригинальных пьес К., задающихся разработкой разных вопросов общественной жизни, наиболее известны: "К мировому", "Земцы", "В духе времени", "Горе-злосчастье", "Семья", "Надя Миронова", "В глуши Сибири", "Отрава жизни", "Город упраздняется". Вместе с П. Н. Полевым им написаны исторические пьесы "Царевна София" и "Девичий переполох". Из пьес веселого характера продолжительным успехом пользуются комедии К.: "В осадном положении", "Шалость", "Баловень", "Сорванец", "Кому весело живется", "Летние грезы" и др. Драматические сочинения К. вышли в 1877—92 г. в 6 т. Он был постоянным сотрудником театрального отдела "СПб. Ведом." В. Ф. Корша. Из журнальных его статей о театре главные: "Драма страстей господних в Обер-Аммергау" ("Вестник Европы", 1881) и "Очерки театрального дела в Европе" ("Русск. Мысль", 1893). Из других литературных работ К. выдаются: стихотворный перевод "Натана Мудрого" Лессинга (1874) и обличительная книга "Столбы" (1868) — рассказ о злоупотреблениях помещиков в среде только что освобожденных крестьян. "Столбы" были предметом весьма громкого в свое время процесса о клевете.
С 1893 г. К. состоит начальником репертуарной части петербургских Имп. театров; много заботится о серьезном репертуаре и постановке классических пьес европейского и русского театра. {Брокгауз} Крылов, Виктор Александрович (псевдоним Виктор Александров) [1838—1906] — драматург.
Начал свою литературную деятельность в "СПб. ведомостях" в 60-х—70-х годах прошлого столетия как театральный фельетонист и рецензент.
Вначале отдает некоторую дань тенденциозной "просветительной" драме и дебютирует в 1865 пьесой из крепостного быта "Против течения". Но вскоре сам начинает плыть "по течению" и выпускает с неимоверной быстротой одну пьесу за другой.
Не ставя перед собой никаких задач художественного порядка, Крылов просто переделывает, заимствует, соединяет несколько пьес в одну, заботясь только о том, чтобы была роль для выдающегося актера или актрисы и чтобы пьеса таким образом имела театральный "успех". Это было ему тем легче, что с 1893 по 1898 К. был начальником репертуарной части петербургских императорских театров.
Неразборчивый в средствах, К. согласился на соавторство в антисемитской пьесе Эфрона "Контрабандисты", вызвавшей шумные протесты публики при постановке ее на сцене в Петербурге.
Драматические сочинения его изданы в 8 тт. и содержат около 125 произведений.
К. вместе с Сутугиным принадлежит между прочим инсценировка "Идиота" Достоевского.
Библиография: I. Драмат. сочин., 8 тт., СПб., 1877—1894; Стих., СПб., 1898; Проза, 2 тт., СПб., 1908; из журнальных статей о театре главные: Драма страстей господних в Обер-Аммергау, "Вестник Европы", 1881, III — IV; Очерки театрального дела в Европе, "Русская мысль", 1893. II. Два очерка о Крылове и его биографию см. при указанных выше изд. его сочин.; Крылов, Воспоминания, "Исторический Вестник", 1906, V (автобиография);
Эфрон С. К., Воспоминания, там же, 1906, IV. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб., 1902; Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914. Э. Б. {Лит. энц.}