Крушельницкая Соломея Амвросиевна
[11 (23).9.1872 (в нек-рых источ. 1873), с. Белявинцы, Австро-Венгрия, ныне Бучацкого р-на Тернопольской обл. — 16.11.1952, Львов] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог.
Засл. деятель искусств УССР (1951). Сестра А. Крушельницкой.
Жена Ч. Риччиони.
Род. в семье сельского священника.
В детские годы пела в церковном хоре, с 1883 — в Тернополь ском хоре общества "Украінська бесїда". Пению обучалась в 1891—93 во Львов. конс. (кл. В. Высоцкого), к-рую окончила с серебряной медалью,— В 1892 выступила в сольной партии в оратории "Мессия" Г. Ф. Генделя; принимала также учас тие в концертах Львов. муз. общества "Боян". В мае 1893 дебютировала на сцене Львов. оперного т-ра в партиях Леоноры ("Фаворитка") и Сантуццы. где была партнершей А. Мишуги.
В том же году совершенствовалась по вокалу в Милане у Ф. Креспи, драм. игру и мимику проходила под рук. Конти. В 1894—95 солистка Львов, оперного т-ра, где пела в "Гальке", "Фаусте", "Аиде", "Трубадуре". В 1895 три месяца изучала вагнеровский репертуар в Вене под рук. Генсбахера.
В том же году в Кракове впервые выступила в партии Эльзы ("Лоэнгрин"). В 1898—1902 солистка Варшав. оперы, где исп. 30 партий и считалась лучшей исп. партии Гальки.
На сцене этого т-ра была 1-й исп. партии Татьяны ("Евгений Онегин", 1899, п/у В. Подести).
С триумфом проходили гастроли певицы в Италии — Кремона, Триест, Парма (1895), Бергамо (премьера "Богемы", 1897; выступила на юбилее Г. Доницетти), Милан (т-р "Ла Скала", 1898, 1904, 1906—07, 1909, 1915), Неаполь (т-р "Сан-Карло", 1903, 1909, 1912, 1920). Рим (1903, 1905), Турин и Генуя (1904), Болонья (1905), Палермо (1909); на рус. сцене — Одесса (1896; сезон 1898/97; здесь выступала с певцом Э. Ван Дейком), Петербург (Мариинский т-р. Итал. опера, 1898—1902); в Чили — Сантьяго (1897; в составе Итал. оперы, где была партнершей Э. Карузо и М. Баттистини); во Франции Париж (т-р "Гранд-Опера", 1902, в "Лоэнгрине"): в Испании — Барселона (1904), Мадрид (1908). в Германии — Дрездене (1905, 1909); в Аргентине — Буэнос-Айрес (1906, 1911, 1913); в Португалии — Лиссабон (1908, 1909); в Египте — Каир, Александрия (1908, гастроли с Дж. Пуччини): в Монако — Монте-Карло (1916, "Евгений Онегин"). В 1913—20 выступала в опере эпизодически.
Последнее выступление на оперной сцене состоялось в 1920 (Т-р "Сан-Карло", Неаполь) в операх "Лорелея" А. Каталани и "Лоэнгрин". Обладала выдающимся по силе и красоте голосом широкого диапазона (ок. трех октав со свободным средним регистром), музыкальной памятью (могла выучить оперные партии за два-три дня), ярким драм. дарованием.
Репертуар певицы включал св. 60 разнохарактерных партий. 1-я исп. ряда партий в операх "Глория" Ф. Чилеа (1907, Милан. т-р "Ла Скала"), "Саломея" и "Электра" Р. Штрауса (1905 и 1909, Дрезденская придв. опера), "Федра" И. Пицетти (1915, милан. т-р "Ла Скала"). Дж. Пуччини пригласил певицу для исп. главной роли в опере "Чио-Чио-сан" (г. Брешиа в Сев. Италии, т-р "Гранде", 28 мая 1904). После успешной премьеры композитор подарил певице свою фотографию с надписью: "Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй". Особую известность завоевала в вагнеровском репертуаре (Изольда, Елизавета, Эльза, Брунгильда).
Среди др. лучших партий — Татьяна, Лиза ("Пиковая дама"), Рахиль ("Жидовка"), Маргарита ("Фауст"), Ганна ("Страшный двор"), Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Аида, Виолетта, Галька, Селика, Джоконда, Кармен.
Оставив оперную сцену, до конца 1930-х гг. вела конц. деят-сть и проявила себя выдающейся камерной певицей.
В 1923 совершила первое конц. турне. Гастролировада с концертами в Буэнос-Айресе (1923), Милане (1924, 1925), Париже (1927), США и Канаде (1927—28, Нью-Йорк, Вашингтон, Детройт, Чикаго, Филадельфия, Питсбург, Кливленд, Монреаль, Веннипег), Риме (1929, "Санта-Чечилия"), Тернополе, Станиславе.
Последнее выступление состоялось во Львове в 1949. Исп. отличалось задушевностью, глубиной и тонкостью интерпретации.
Репертуар включал произв.
К. Монтеверди, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа, М. Равеля, М. де Фальи, Р. Штрауса, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Людкевича, Н. Лысенко, Д. Сичинского, а также нар. песни (итал., франц., испан., нем., укр.), кот-рые исп. на яз. оригинала.
Певице посвятили свои произв.
П. Тости (романс "Снова увижу тебя"), С. Замойский ("Козачок"), Н. Лысенко (три романса, 1899). Муз. критики мира сравнивали искусство певицы с искусством М. Баттистини, Э. Карузо, Ф. Шаляпина.
Ее высоко ценили композиторы Дж. Пуччини, А. Каталани, Р. Леонкавалло, Р. Штраус, дирижеры А. Тосканини, Л. Муньоне (с к-рыми певица неоднократно выступала), драм. актриса Э. Дузе. После воссоединения Зап. Украины с УССР в 1939 певица возвратилась во Львов и активно включалась в муэ. жизнь. Вела пед. деят-сть во Львов. конс. (с 1944 проф.). Ученицы: О. Белявская, Н. Богданович.
Записывалась на грампластинки в Варшаве ("Граммофон", 1902), Милане ("Фонотипия", 1906—08, 1910, 22 произв., из них 10 в сопровождении орк.), Чикаго ("Колумбия", 1927); архив. записи певицы — Торонто (Канада, "Рококо Рекорде", 1964), Москва, Всесоюз. фирма "Мелодия" (1963 и 1975, альбом "Соломея Крушельницкая"); нек-рые архив. записи певицы — в ГЦММК. В 1963 в связи с 90-летием со дня рождения певицы в доме, где родилась К., был открыт музей, а на его фасаде установлена мемориальная доска; в Тернополе улица Сенкевича переименована в улицу Соломен Крушельницкой; во Львове местному Муз. уч-щу и спец. муз. школе-интернату присвоено имя певицы.
В 1977 во Львове, где жила К., была установлена мемориальная доска скульптура Э. Мысько.
В 1963 в обл. муз.-драм. т-ре им. Т. Г. Шевченко была проведена юбилейная научная конференция.
В 1966 на Укр. студии документальных фильмов была снята картина "Пісня подолянки" (реж. Р. Фощенко), посвященная творчеству певицы.
В 1973 Укр. телевидение и радиовещание организовали ряд передач, посвященных 100-летию со дня рождения певицы.
В 1983 на Киев. киностудии им. А. П. Довженко был снят худож. фильм "Возвращение Баттерфляй" о творчестве арт. (реж. О. Фиалка).
Прижизненный портрет певицы худож. Я. Музыки (Львов, конс.); имеются также скульптурные портреты певицы (В. Власова, Л. Бичанича, Я. Мотыка, В. Одреховского, Э. Мысько), медаль скульптора Фарнези с изображением певицы в роли Саломеи.
Соч.: Принципы исполнения сольных вокальных произведений Н. В. Лысенко (рук.). Лит.: Славетна співачка: Спогади і статті про Соломію Крушельницьку. — Львів, 1956; Л. К. Венок выдающейся артистке // Сов. музыка. 1957. № 5, С. 199; Павлишин С. Замечательная украинская певица // Там же. 1959. № 2. С. 128—131; Сбpана Л. Украинка спасает "Чио-Чио-сан" // Там же. 1962. № 10. С. 51—52; Розен Л. А., Шумакова Л. Н. Одесский театр оперы и балета. — Одесса, 1964. С. 30; Украинские песни из репертуара С. Крушельницкой / Сост. И. Майчик. — Київ: Музична Україна, 1971; Зеліньский О. Безсмертя спїву // Жовтень (Київ). 1973. № 9; Кортопассї Р. "Мадам Баттерфляй" — Тріумф Соломії Крушельницькоі // Музика (Київ). 1973. № 4. С 21—22; Головащенко М. Чарівниця спїву // Там же. С. 20—21; Mелах О. Святкування юбілею С. Крушельницькоі // Там же. 1973. № 6. С. 31; Коробчак Л. Великая актриса, пламенный патриот // Правда Украины (Киев). 1973. 26 сент.; Мальков М. Возрожденный голос // Муз. жизнь. 1975. № 11. С. 22; Eго же. Гордость мировой оперной сцены // Сов. музыка. 1981. № 1; Головащенко М. Соломія Крушельницька в "Ла Скала" // Музика (Київ). 1978. № 5. С. 30— 31; Соломея Крушельницкая: Воспоминания.
Материалы.
Переписка.
В 2 ч. — Киев. 1978 (на укр. яз.); Герета И. П. Музей С. Крушельницкой: Очерк-путеводитель. — Львов, 1978; Врублевская В. В. Соломин Крушельницкая;
Роман-биография. — Киев. 1979; Eе же. Аванти // Радуга. 1980. № 11. С. 140—152; Загайкевич М. Великій артистці // Музика (Київ). 1980. № 4. С. 33; Гай А. Судьба, похожая на легенду // Сов. культура. 1980. 20 мая; Трофимов В. Путь актрисы // Сов. экран. 1983. № 20. С. 7—8; Теплицкий К. Кого выбирает судьба // Сов. культура. 1983. 20 сент.; Лемешева Л. Отказ от легенды // Искусство кино. 1984. № 3. С. 22—32.