Круглов Алексей Николаевич
[1866, Москва — 4(17).9.1902, Сергиев, ныне Загорск] — арт. оперы (лирико-драм. баритон) и педагог.
Нек-рое время обучался в Практической академии наук, позднее работал пом. бухгалтера в торговой фирме Мусориных.
Не поступив в Моск. конс., брал уроки пения у С. Капелли.
На одном из концертов, в к-ром выступал певец, присутствовал директор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонического общества П. Шостаковский.
По его рекомендации К. был принят в это уч-ще (кл. С. Бижеича).
Окончив уч-ще К. дебютировал на оперной сцене в Казани (антр. А. А. Орлова-Соколовского), где выступал до 1891 и в 1899—1900 (антр. М. Бородая).
С 1891 пел в петерб.
Частной опере, позднее — в Одессе, Тифлисе (1892), Киеве (1892— 93, антр. И. Сетова), Харькове, Минске (1894), Вильно, Риге, Казани и Перми (1895—1902), Саратове (1900), Москве (1900, антр. М. Лентовского; 1902), Н. Новгороде.
Обладал ровным во всех регистрах, сильным, звучным голосом "бархатного" тембра и широкого диапазона, "ясной дикцией превосходного трагического актера и выразительным лицом". Постоянно совершенствовался в вокальном и сцен. мастерстве.
Исп. отличалось глубоко продуманной игрой, к-рая произвела огромное впечатление на молодого Ф. Шаляпина.
Пользовался любовью публики, особенно студенчества.
Создал ряд ярких вокально-сцен. образов. 1-й исп. партии: N. N. ("Ася"); в Перми и Казани — Бориса Годунова ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова); в Н. Новгороде — Верховного жреца Дагона ("Самсон и Далила"); на рус. сцене — Зурги ("Искатели жемчуга"). Лучшие партии: Руслан, Князь Игорь, Борис Годунов, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини). "В Круглове было что-то "мочаловское". Слушая Круглова в "Демоне", я всегда вспоминал гениальную статью Белинского о Мочалове.
Что-то родственное было у этого безвестного оперного провинциального певца со знаменитым трагиком... В речитативах "Демона" Круглов декламировал лермонтовские стихи так, как мог произносить их только художник, наделенный даром "ясновидения"; вся же кантиленная сторона "Демона" — "Не плачь, дитя" и "На воздушном океане" — у Круглова звучала, будто певец, вероятнее всего бессознательно, проникал в тайны итальянского "бельканто"" (Н. Боголюбов) *. Др. партии: Онегин, Томский, Кочубей, Грязной;
Валентин ("Фауст"), Ренато, Амонасро.
Партнеры: Н. Забела-Врубель, Ю. Закржевский, А. Секар-Рожанский, О. Соколова-Фрелих, A. Томская, Ф. Шаляпин.
Д. Южин. Пел п/у B. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, В. Сука. В 1893 в Киеве исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена.
Композитор В. Калинников посвятил певцу романс "Когда жизнь гнетут страданья и муки" (1888). В 1901—02 преподавал на певческих курсах в Перми. Лит.: Поплавский И. А. Н. Круглов // Театр и искусство. 1902. № 38. С. 681; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936; Maйбурова Е. В. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми // Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — М., 1960. Т. 1. С. 93—95; Боголюбов H. H.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 23, 48—49; Келлер И., Кок урина А., Надеждин Ю. Пермский оперный театр. — Пермь. 1971. С. 16; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 43—44.