Крученых Алексей Елисеевич
[1886—] — поэт и теоретик русского кубо-футуризма.
Род. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище.
Вместе с Хлебниковым К. — создатель заумного яз., практике и теории которого им посвящен ряд работ. Основным положением К. является утверждение, что "мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного; поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятие), но и личным (творец индивидуален) яз., не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным". В этом стремлении к "наибольшей выразительности, которой отличается яз. строительной современности", К. на первый план выдвигал близость к звуковому строю русского яз., в связи с чем отрицал предшествовавшую поэзию, в которой повторялись созвучия "пе-пе-пе-пи-пи-пи, се-се-се" и т. д., доказывал, что в "Евгении Онегине" только и слышно гнусавое "ени-ани" да пронизывающее уши "с-с-с", и утверждал, что счет из прачечной ("2 крахмальные рубахи, 3 наволочки" и т. д.) по своему стилю выше пушкинского, т. к. "на восьми строчках счета мы видим такие резкие и звучные буквы русичей: ы, щ, крн, ф, ю, ж..." Отыскивая доказательства для оправдания "зауми", К. создает особую "науку" — "сдвигологию", находит на стыках слов новые словообразования (напр. "Узрю ли русской Терпсихоры": "узрюли" — глазница и т. п.), вносящие новые смыслы и доказывающие необходимость внимания к звучанию речи, исследует у ряда авторов употребление ими тех или иных звукообразований, иноязычных слов и т. п., которые К. считает проявлением "зауми" и доказательством ее "победы". В своей творческой деятельности К. не идет дальше работы в этой же заумной области, создавая или "слово-новеллы" (неологизмы) по линии хлебниковского "корнесловия" (напр. "зудеса", "зудок", "зудило", "зудесник", "зудийца", "зудрец" и т. д.), или такие стихотворения, как напр. "Разрез завода": "Земля ... ал ... зк ... чи ... бронзы Завьюзг — завиток . . . зарр — Стружки — ж — ж — з — з — з! — Завод в ходу"... представляющие те или иные звуковые построения.
Творчество и научная работа К. характерны как доведение до абсурда положений футуризма и являются выражением внутренней опустошенности той богемной части деградировавшей мелкобуржуазной городской интеллигенции, которая в значительной степени питала дореволюционный футуризм (см.). Глубокая упадочность психики, потеря социальных связей, выпадение из производственного процесса и вытекавшая отсюда социальная изолированность создавали почву для такого творчества и для таких взглядов на него, когда не только выхолащивалось все содержание, вся образная сущность литературы и оставлялась лишь звуковая, лишенная всякого смысла сторона ее, но даже и яз. терял свое коммуникативное значение и превращался в оторванное от общества индивидуалистическое построение.
Тем самым и деятельность К. имеет не субъективное, а объективное значение как показатель степени лит-ой деградации этой группы; и даже некоторое здоровое ядро в его работах, в смысле наблюдений над теми или иными звуковыми особенностями литературного яз., основанных на остром звуковом чутье, бесследно пропадает для читателя благодаря пренебрежению Крученых к научной лингвистике и загромождению всякими "заумными" домыслами.
Библиография: I. Апокалипсис в русской литературе, "МАФ", М., 1923; Фактура слова, "МАФ", М., 1923; Сдвигология русского стиха, "МАФ", М., 1923; Новое в писательской технике (переизд. "Заумный язык"), ВСП, М., 1927; 15 лет русского футуризма, изд. ВСП, М., 1928. Стихи: Голодняк, М., 1922; Зудесник, М., 1922; Четыре фонетические романа, М., 1927. II. Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Горлов Н., Футуризм и революция, М., 1924; Малахов С., Заумники, "На литературном посту", 1926, VII — VIII; Его же, Русский футуризм после революции, "Молодая гвардия", 1926, X. III. Подробную библиографию многочисленных работ Крученых см. в его работе "Новое в писательской технике", и Владиславлева И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. Л. Т. {Лит. энц.} Крученых, Алексей Елисеевич Род. 1886, ум. 1968. Поэт-футурист, создатель оригинального поэтического языка ("заумь"). Произведения: "Мирсконца" (сборн., 1912), "Помада" (сборн., 1913), "Взорваль" (сборн., 1913) и др., также теоретические работы — "Слово как таковое" (1913), "Сдвигология русского стиха" (1922), "Фактура слова" (1923) и др.