Крапивенский Соломон Элиазарович
(р. 16.05.1930) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Винница.
Окончил ист.-филол. ф-т Горьк. гос. ун-та (1953). В 1953—1960 — преп. в средних учебных заведениях; в 1960—1962 — ст. преп. кафедры филос. Арзамасского пед. ин-та; в 1962—1968 — доц. кафедры филос. Волгогр. мед. ин-та; в 1968—1982 — зав. кафедрой филос. Волгогр. с.-х. ин-та; с 1982—2000 — зав. кафедрой филос. (позже — соц. филос.) Волгогр. ун-та. Докт. дисс. — "К анализу категории “социальная революция”" (1973). Заслуженный деятель науки РФ. Действ. чл. Академии гуманит. наук. Осн. интересы — в обл. соц. филос., социол. революции и социол. села. В трудах К. выдвинута идея социокультурного фактора как генеральной детерминанты обществ. развития.
Обоснована идея о возможности и необходимости сопряжения формационной и цивилизац. парадигм как чрезвычайно важных, но самонедостаточных для многомерного видения истории.
Выделены три типа соц. революций (характерных, уровневых и потребност-ных); рассмотрено соотношение эволюц. и революц. в эпохи межформац. переходов; указано на смену субъекта культурно-ист. процесса как сущности культурных революций; обнаружена подвижность границ между объективными условиями и субъективным фактором и в связи с этим рассмотрен вопрос о компенсаторной функции субъективного фактора; иссл. понятия "толпа" и "народ" как отражение переходящих друг в друга соц.-психол. состояний и характеристик об-ва. Все эти идеи и положения подчинены разрабатываемой К. концепции синтеза соц. и филос. знания на основе включения в него в снятом виде всего рационального, имманентно присущего социол. идеализму, школам географизма, биологизма, психологизма, техницизма и т.н. ист. материализму.
Как и в каждую ист. эпоху, синтез науч. знания, по К., происходит на базе наиболее мощной в методол. и эвристическом отношении парадигмы, полнее др. отражающей "самое осн." в объективной соц. реальности.
На протяжении посл. полутора веков такой парадигмой при всех его недостатках остается, по мнению К., Марксово материалистич. понимание истории.
Соч.: Переход к феодализму как социальная революция // Методологические и историографические проблемы исторической науки. Вып.5. Томск, 1967; Культурные революции, их сущность, типы и значение для общественного прогресса // Марксистско-ленинская философия и современный общественный прогресс.
М., 1969; К анализу категории "социальная революция". Волгоград, 1971; Город и деревня: идентификация образа жизни // Социология и проблемы социального развития.
М., 1978; Переход к цивилизации как социальный переворот. [В соавт.] // Цивилизация как проблема исторического материализма.
Ч.1. М., 1983; К вопросу о крупномасштабном членении исторического процесса // Диалектика социальных процессов.
Хабаровск, 1991; Парадоксы социальных революций.
Воронеж, 1992; Социальная философия.
Учебник для вузов. Изд. 1-е, 2-е, 3-е. Волгоград, 1994, 1995, 1996; изд. 4-е. М., 1998; К синтезу социально-философского знания // Новые идеи в философии. [В соавт.]. Вып.3. Пермь, 1995; Социокультурная детерминация исторического процесса // ОН С. 1997. № 4; Общий курс философии.
Учебник.
Волгоград, 1999.