Ковнер Абрам Урия

[1842—1909] — представитель демократического радикализма в гебраистской литературе, один из первых нигилистов-разночинцев.

Получил традиционное еврейское воспитание.

В Киеве познакомился с русской литературой 60-х гг. и стал последователем Писарева.

За получение денег по подложному чеку был присужден к ссылке на поселение.

В ссылке крестился.

По возвращении из ссылки сотрудничал в газете "Слово" и др. В противоположность "Гаскале" (см. "Древнееврейская литератуpa"), выражавшей в России чаяния еврейской крупной и средней буржуазии, воззрения К. отражают идеалы нового слоя еврейской интеллигенции 50-х и 60-х гг. (служащие акцизного ведомства, воспитанники еврейских казенных начальных и раввинских училищ, гимназисты и студенты из мелкой буржуазии).

Этот слой, оформившись в атмосфере российского "нигилизма", воспринял основные идеи последнего.

В статье К. "Слово к еврейским писателям" ("Gameliz", 1864, № 14), в книгах "Cheiker Dowor" (Варшава, 1865) и "Zror Prochim" (Одесса, 1868) дано credo этого круга. К. резко высмеивает верноподданническую благонамеренность и лакейскую угодливость "просветителей". Он не пытается "примирить веру с наукой", а отрицает религию и клерикализм гетто. Самое разрешение проблемы просвещения он связывает с необходимостью улучшить экономическое положение еврейской бедноты.

В вопросах литературы К. проводит точку зрения Писарева, оправдывая литературу лишь постольку, поскольку она социально полезна; он резко осуждает "эстетизм" и историческую экзотику современной ему гебраистской литературы; высказывается против романтизма за реализм, против исторического романа за "социальный роман". Он не ограничивается тем, что бичует гебраистскую литературу за игнорирование основных социальных вопросов, он также отрицает самое право этой литературы на существование, ее будущее.

К. отдает преимущество разговорному яз. еврейских масс (идиш). Представители официальной "Гаскалы" (Готлобер, Цедербаум и др.) объявили Ковнера ренегатом.

Тонкая прослойка радикально-демократической интеллигенции, к которой примыкал писатель, была слишком незначительна, а ее удельный вес слишком невелик.

К. промелькнул в гебраистской литературе, как метеор, сигнализируя приближение социальных сдвигов, вызываемых революционизирующим влиянием капитализма.

В Бутырской тюрьме К. вступил в интересную переписку с Достоевским.

Из произведений К. на русском яз. следует отметить его статьи о древнееврейской литературе в IV т. "Еврейской библиотеки" [1873] и воспоминания "Из записок еврея" ("Исторический вестник", 1903. № 3—4). Библиография: II. Цинберг С., А. Ковнер, "Пережитое", т. II, СПб.; Бронштейн Я., А. Ковнер. "Sriftn". вып. IV; Гроссман Л., Исповедь еврея. А. Хашин. {Лит. энц.}