Косой Феодосий
— еретик, беглый холоп, укрывшийся в монастыре на Белом озере, где принял монашество; по поводу ереси Башкина (см.) был привезен в Москву, судим собором (в 1554 или 1555) и, вероятно, осужден (соборного деяния о нем не сохранилось, но оно значится в описи царского архива), но успел бежать из-под стражи в Литву, где женился на вдове-еврейке и с успехом распространял свое учение.
Об учении К. имеются противоречивые известия: кн. Курбский (его эпистолия к Кадиану Чаплию) и польский писатель XVII в., протестант Андрей Венгерский ("Systema historiae chronologicum") считают К. протестантом;
Зиновий Отенский, в своем "Истины Показании", выставляет его последователем жидовствующих, отвергавшим троичность Бога и божественность Иисуса Христа, признававшим авторитет лишь книг Ветхого Завета, преимущественно Моисеевых, и стремившимся "отвращать людей от Евангелия Христова". "Послание Многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (М. 1880) примыкает к сообщениям Курбского и Андрея Венгерского; учение К. излагается здесь как близкое к протестантству и в корне отличное от учения жидовствующих: К. отвергал таинства, храмы, иконы, посты, церковные песнопения, но, подобно Башкину, признавал авторитет Евангелия, не касался ни троичности Бога, ни божественности Христа. "Послание Многословное" издатель этого памятника, А. Попов, приписывает тому же Зиновию Отенскому, и противоречие между обоими памятниками старается объяснить переменой в воззрениях К., под влиянием протестантов на Литве (см. Зиновий Отенский).
Этому объяснению, как и вообще мнению о принадлежности "Послания Многословного" Зиновию, противопоставлены серьезные возражения (рецензия А. С — кого в "Историческом Вестнике", 1880 г. № 12). Весьма вероятно, что в "Истины Показании" Зиновий стремился выставить учение К. в возможно более отталкивающем свете, что было в большом ходу у московских полемистов; отсюда и обвинение в жидовстве.
Остальная литература сказана в ст. Башкин. {Брокгауз}