Кошиц Павел Алексеевич
(наст. фам. Порай-Кошиц) [14(26).12.1863, Киев. губ. — 2(15).3. 1904, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец и педагог.
Отец Н. Кошиц. Образование получил в духовной семинарии.
В 1880-х гг. пел в Нижегород. капелле купца-миллионера В. Рукавишникова (п/у Городецкого).
В 1886 обучался пению в Моск. конс. (кл. Ф. Комиссаржевского), затем три года совершенствовался в Милане.
В 1886—89 пел в оперных т-рах Италии (в городах Верчелли и Казальме-Маджиоре), Греции, Америки (Гватемала).
В 1889—90 пел в Тифлисе, в 1890—92 — в Киеве и Баку. В 1893—1903 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в дек. 1892 в партиях Радамеса и Иоанна Лейденского.
В 1894 гастролировал вместе с С. Трезвинским в Н. Новгороде.
Обладал сильным голосом красивого тембра, вокальным мастерством, имел привлекательную сцен. внешность.
Исп. отличалось артистизмом. 1-й исп. партий: Азры ("Азра"), Фабия ("Песнь торжествующей любви" А. Симона); в Большом т-ре — Канио ("Паяцы"); на рус. сцене — Зигфрида ("Зигфрид"), Энея ("Троянцы в Карфагене"). Лучшая партия — Зигфрид ("Зигфрид"). Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Финн, Синодал, Андрей Морозов, Ленский, Герман ("Пиковая дама"), Вакула ("Ночь перед Рождеством"), Михайло Туча, Берендей, Ахиор; Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Макс ("Вольный стрелок"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Рауль, Роберт-Дьявол, Васко да Гама, Элеазар, Лоэнгрин, Тангейзер, Зигмунд ("Валькирия"). Партнеры: А. Барцал, С. Власов, М. Дейша-Сионицкая, В. Зарудная, Л. Звягина, Б. Корсов, А. Крутикова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
Пел п/у И. Альтани, М. Ипполитова-Иванова.
Конц. программы включали романсы П. Чайковского (композитор высоко ценил талант певца) и Н. Лысенко.
В конце 1890-х гг. сорвал голос, вследствие чего был уволен из Большого т-ра и нек-рое время преподавал.
Покончил жизнь самоубийством.
Л. Собинов организовал два концерта в память певца, в к-рых участвовали Е. Азерская, П. Оленин, В. Севастьянов, Д. Южин. Лит.: Павел Алексеевич Кошиц. (Некролог) // Ежегодник имп. театров.
Сезон 1903— 1904. Вып. 14, прилож.
С. 213; Homo novus. Судьба тенора // Театр и искусство. 1904. № 11. С. 224—226; Импрессионист: Спектр театральной критики // Там же. С. 226—227; Леонид Витальевич Собинов: Письма. — М., 1970. Т. 1. С. 288, 695, 698; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1917. — Л., 1975. С. 112, 113.