Кошиц Нина Павловна
(сцен. псевд.; наст. фам. Порай-Кошиц) [17(29).1.1892 {в нек-рых источ. 18(30).12.1894}, Киев — 14.5.1965, г. Санта-Ана, Калифорния] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог.
Дочь П. Кошица и мать М. Кошиц. В 1913 окончила Моск. конс. (кл. пения У. Мазетти, кл. ф-п. Н. Шишкина и К. Игумнова, занималась также у С. Танеева).
В нач. 1920-х гг. совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у Ф. Литвин.
На оперной сцене дебютировала в 1913 в партии Татьяны в моск. Опере С. Зимина, где выступала до 1917; в 1913 дебютировала в партии Донны Анны ("Дон Жуан") в петерб.
Мариинском т-ре; в 1917—18 была одновременно солисткой Оперного т-ра Моск. Совета рабочих депутатов (бывш. т-ра С. Зимина) и Мариинского т-ра. Гастролировала в Казани (1914), Киеве, Баку, Тифлисе.
В 1920 вместе с укр. хором (рук. А. Кошиц) уехала в США. Здесь дебютировала как камерная певица (в Детройте).
В 1922 с большим успехом выступила в спектаклях гастролировавшей в США Част. рус. оперы; пела на оперных сценах Чикаго (1921), Нью-Йорка, Филадельфии, Голливуда (1935), Буэнос-Айреса (1924, т-р "Колон"), Парижа (1925, 1927, т-р "Гранд-Опера"), Брюсселя, Амстердама, Остенда, Риги, Вильно, Стокгольма, Канн, Ниццы, Сан-Ремо и др. городов.
Обладала сильным, ровным голосом редкого по красоте нежного тембра, тонким худож. вкусом, имела яркую сцен. внешность.
Из отзывов современников: "В свежем, крепком большом голосе г-жи Кошиц способность к внутренней выразительности сочеталась с хорошей технической дисциплиной... Музыкальность — и не только привитая, но своя, врожденная, — сквозит во всем, что поет г-жа Кошиц"; "Ее передача трогала простотой, искренностью и непосредственностью.
Кошиц была далека от всякой театральности, ее пение было живым творчеством, голосом души"; "В ней счастливым образом сочетались исключительный голос, очень большой сценический талант и врожденная музыкальность". 1-я исп. партий: Насти ("Кудеяр"), Клары Милич ("Клара Милич"), Возлюбленной Сына Земли ("Сын Земли"), Анюты ("Мельник-колдун, обманщик и сват", оркестровка Е. Букке), Фаты-Морганы ("Любовь к трем апельсинам"; 30 дек. 1921, Чикаго, п/у С. Прокофьева); в Москве — Маши ("Капитанская дочка"), Ольги Николаевны ("Дни нашей жизни"), Электры ("Орестея"), Руфи ("Руфь"). Лучшие партии: Донна Анна ("Каменный гость"), Электра ("Орестея"), Клара Милич, Татьяна, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Рахиль ("Жидовка"). Др. партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек, Купава, Лиза ("Пиковая дама"); Недда, Мими ("Богема"), Рената ("Огненный ангель" С. Прокофьева).
Партнеры: Г. Бакланов, B. Дамаев, И. Дыгас, Н. Сперанский, С. Юдин. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, А. Канкаровича, Э. Купера, Е. Плотникова.
С 1915 вела чрезвычайно активную конц. деятсть.
Выступала в симф. концертах п/у А. Зилоти и С. Кусевицкого (под его упр. исп. сольную партию в кантате "По прочтении псалма" C. Танеева, 1-е исп. в Москве, 1 апр. 1915). В 1915—17 давала камерные концерты в Петрограде, Москве, Киеве и Кисловодске (аккомпанировал С. Рахманинов).
В 1921 дебютировала на конц. эстраде США в Детройте п/у О. Габриловича, участвовала в симф. концертах п/у Л. Стоковского в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне и др. городах США. В 1926 в Нью-Йорке организовала концерты из произв. рус. композиторов, в к-рых выступала в ансамбле с С. Рахманиновым, А. Глазуновым, А. Гречаниновым и Н. Метнером, в 1929—30 вместе с Метнером концертировала в Нью-Йорке и Филадельфии.
Камерный репертуар включал произв.
М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского (готовила под рук. С. Танеева), С. Рахманинова, Н. Метнера, С. Прокофьева, А. Гречанинова, С. Василенко, И. Стравинского, Н. Мясковского.
К. посвятили свои романсы Рахманинов (шесть романсов, ор. 38), Метнер, Прокофьев.
Творчество певицы высоко ценили Б. Асафьев, Ф. Литвин.
К. автор неск. романсов на сл. И. Бунина, С. Надсона и др., к-рые она исп. в концертах.
В Голливуде, где певица жила в последние годы, она преподавала и снималась в звуковых фильмах.
Записывалась на грампластинки фирмами "Артистотипия" (1914, Киев), "Бека" (1914), "Брунсвик" (1922), "Виктор" (1920—1930-е гг.); альбом с записями певицы (Нью-Йорк, фирма "Ширмер", 1939); Нек-рые архив. записи певицы — в ГЦММК. Лит.: Xессин А. Б. Из моих воспоминаний. — М., 1959. С. 170—171; Вишневская Г. Американские впечатления // Сов. музыка. 1962. № 2. С. 82—85; Александр Ильич Зилоти. 1863—1945: Воспоминания и письма. — Л., 1963. С. 310—312, 318; Жаров М. И. Жизнь, театр. кино. — М., 1967. С. 35—36; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 433—435; Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М., 1973. С. 404—407; Воспоминания о С. В. Рахманинове / Сост. ред., коммент. и предисл.
З. Апетян.
В 2 т. — М., 1974; Марков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983; Сац Н. Новеллы моей жизни. — М., 1985. Т. 1. С. 55.