Корсов Богомир Богомирович
— известный русский оперный певец-баритон; род. в 1845 г. После занятий пением в Милане и Неаполе и весьма успешных дебютов в Турине, К., в 1869 г., был приглашен в императорскую русскую оперу и пел до 1882 г. на спб., затем на моск. оперной сцене. В 1889 г., по поводу 20-тилетия артистической деятельности К., вышла брошюра "Б. Б. Корсов". Обладая артистическим темпераментом, хорошими голосовыми средствами, разносторонним образованием, К. является энергичным пропагандистом всего выдающегося в области оперной музыки, как у нас, так и за границей.
Русская опера в Москве в особенности обязана своим возрождением энергии К. Он выступал во многих операх русских современных композиторов, как то: Серова ("Юдифь", "Вражья сила"), Чайковского ("Опричник", "Мазепа"), Рубинштейна ("Демон", "Маккавеи", "Купец Калашников"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Соловьева ("Корделия") и пр. Из опер иностранных композиторов К. особенно хорош в "Тангейзере", "Лоэнгрине", "Гугенотах", "Вильгельме Телле", "Дон Жуане", "Отелло" (Верди). К. многократно предпринимал весьма успешно артистические путешествия по России, а в 1894 г. был устроителем итальянской оперы в московском Большом театре.
Н. С. {Брокгауз} Корсов, Богомир Богомирович (Корсов — сцен. псевд.; наст. фам. и имя Геринг Готфрид Готфридович) [19.2(3.3).1843 (в нек-рых источ. 1845), Петербург — 1920, Тифлис (в нек-рых источ. 1919, 1921, Италия)] — арт. оперы (драм. баритон), камерный певец и педагог.
Муж А. Крутиковой, отец Л. Корсовой.
Род. в семье врача-гемеопата.
С девяти лет учился пению у Л. Пиччиоли, в доме к-рого познакомился с П. Чайковским.
В 1856 поступил в Строительное уч-ще, в 1861—64 учился на архитектурном отд. Академии художеств, по окончании к-рой уехал в Милан. где более года, а также в 1868 брал уроки пения у Дж. Кореи (в честь к-рого и взял псевд.). В 1865—66 занимался в Париж. конс. и одновременно посещал лекции в Сорбонне, в 1867 брал уроки пения у Э. Делле Седие, под рук. к-рого подготовил 25 партий.
В 1868 дебютировал в партии Генриха Астона в Турине (т-р "Альфиери"), в 1869 — в Генуе (т-р "Карло Феличе"). В окт. 1869 дебютировал в партии Графа ди Луны на сцене петерб.
Мариинского т-ра. В 1878—1903 был одновременно солистом имп. т-ров в Петербурге и Москве, затем до 1905 пел только в моск. Большом т-ре. Гастролировал в Одессе (1873—75; для певца здесь были впервые поставлены "Руслан и Людмила", "Юдифь" А. Серова, "Опричник", "Русалка" А. Даргомыжского, "Демон" А. Рубинштейна), Киеве (1880). Обладал хорошо обработанным звучным голосом (особенно красиво звучавшим от нижнего до до верхнего ля). Являясь представителем итал. и франц. вокальных школ, в первые годы сцен. деят-сти выступал в основном в операх зарубеж. композиторов.
В моск. период под влиянием композитора А. Серова уделял большое внимание рус. репертуару, пропагандировал творчество рус. композиторов.
По словам одного из критиков, "с первых же появлений Корсова в Москве интерес в публике к национальной опере настолько возрос, что решено было упразднить Итальянскую оперу". При работе над партией вдумчиво, до мелочей изучал роль (в т. ч. костюм, грим, бытовые детали), что позволяло певцу создавать яркие разнохарактер-, ные образы. "Поет он не только осмысленно, но с увлечением; играет с пониманием умного и образованного актера.
Нельзя не признать в нем стремления чисто художественного и горячей преданности делу искусства" (Г. Ларош)*. Нем. трагик Э. Поссарт сказал, что в России "много хороших актеров, и только один — настоящий трагик, и этот трагик... поет! Это — Корсов". В 1897 получил звание "Засл. артист имп. театров". Оперный репертуар певца насчитывал 42 партии. 1-й исп. партий: Анафеста Галеофа ("Анджело", 1-я ред.), Ермака ("Ермак"), Калашникова ("Купец Калашников"), Мазепы ("Мазепа" П. Чайковского), Акоста ("Уриэль Акоста"), Беса ("Черевички"), Графа Марьяни ("Мария Бургундская"), Нечай Шалыгина ("Сон на Волге"), Аппиани ("Ролла"), Алеко ("Алеко" С. Рахманинова), Готье ("Мелузина"), Добрыни Никитича ("Забава Путятишна"); в Большом т-ре — Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Орсо ("Корделия"), Бориса Годунова ("Борис Годунов", 2-я ред.), Петра ("Вражья сила), Курлятева ("Чародейка"), Томского ("Пиковая дама"), Мизгиря ("Снегурочка"), Роберта ("Иоланта"), Эдуарда ("Гарольд"), Яго ("Отелло" Дж. Верди), Тельрамунда ("Лоэнгрин"); на рус. сцене — Иуды ("Маккавеи"), Амонасро ("Аида"), Валентина ("Фауст"), Генриха VIII ("Генрих VIII"), Альбериха ("Зигфрид"). Лучшие партии: Борис Годунов, Калашников, Петр ("Вражья сила"), Иуда, Олоферн (в этой партии особенно ярко проявился драм. талант певца), Яго, Риголетто, Дон Жуан ("Дон Жуан"), Невер, Валентина ("Фауст"), Вильгельм Телль. Др. партии: Вязьминский;
Жермон, Сильвио, Вольфрам.
Партнеры: Е. Азерская, М. Дейша-Сионицкая, М. Каменская, А. Крутикова, Ф. Литвин, О. Палечек, Н. Салина, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин.
Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, А. Аренского, Э. Направника, А. Рубинштейна, П. Чайковского.
Вел активную конц. деят-сть: ежегодно в Петербурге безвозмездно участвовал в 30—40 концертах, часто выступал в Павловске, гастролировал (вместе с А. Крутиковой) по России и Германии (1914). Первым познакомил рус. публику с произв.
Ж. Бизе, А. Бойто, Б. Годара, Л. Делиба, К. Сен-Санса. В концертах часто исп. романсы М. Балакирева, был 1-м исп. и тонким интерпретатором многих романсов П. Чайковского.
Композитор посвятил певцу два романса "Ни отзыва, ни слова, ни привета" (ор. 28, № 5, 1875), "На нивы желтые" (ор. 57, № 2, 1884), а также специально для него написал лирич. арию Мазепы ("О, Мария"). А. Рубинштейн посвятил К. романс "Дробится и плещет и брызжет волна". Искусство певца высоко ценили А. Бойто, Ж. Массне, К. Сен-Санс, М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. Певец дружил с П. Чайковским и М. Мусоргским, был знаком с И. Тургеневым и Э. Золя. В 1907 открыл в Москве сцен. курсы для оперных артистов.
С 1916 проф. Тифлис. муз. уч-ща. Ученики: Н. Мазовецкая, М. Седмар.
Портрет К. худож. П. А. Брюллова — в ЛГТМ. Соч.: пьеса "Властитель морей" (1900-е гг., рук.) — в ЦГАЛИ, ф. 459, оп. 2, ед. хр. 991; М. Баттистини // Театр. 1913. № 1416. С. 7—8; Об И. А. Всеволожском // Рус. слово. 1909. № 249. С. 5; Краткая автобиография (рук.) — в ГЦТМ. ф. 122. ед. хр. 1. Лит.: Галлер К. Б. Б. Корсов // Всемирная иллюстрация. 1878. № 482. С. 227; Иванов М. Б. Б. Коpсов // Ежегодник имп. театров.
Сезон 1894—1895. — СПб., 1895. С. 347— 357; Его же. Музыкальные наброски: Богомир Богомирович Корсов // Новое время. 1905. № 10369. 17 янв.; Кругликов С. Б. Б. Корсов // Семья. 1897. № 4. С. 1—3; Липаев И. Московские письма. / Юбилей Б. Б. Корсова/. // РМГ. 1905. № 3—4; Переписка П. И. Чайковского с Б. Б. Корсовым. // Сов. искусство. 1940. № 25. С. 2; Старк Э. (Зигфрид) Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 18; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 116, 118, 126, 154, 156, 157, 172, 195, 379; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. 102—104; Келдыш Ю. В. История русской музыки. — М., 1954. Ч. 3. С. 29—30; Его же. Оперный дебют Рахманинова // Сов. музыка. 1970. № 8. С. 66—78; Письма Чайковского к Б. Корсову // Там же. 1959. № 1. С. 73—81; Шепкина-Куперник Т. Л. Из воспоминаний. — М., 1959. С. 314; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — 1889. Л., 1973; Воспоминания о С. В. Рахманинове / Сост., ред., коммент. и пре-дисл. З. Апетян.
В. 2 т. — М., 1974. Т. 1. С. 354— 355; Андроников И. Л. К музыке: Записи устных рассказов о музыке. — М., 1975. С. 155— 165; Ларош Г. А.* Избранные статьи. — Л., 1976. Вып. 3. С. 91, 99, 237, 267.