Комарова Вера Яковлевна
(р. 23.03. 1919) — спец. в обл. истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Новгороде.
В 1937 поступила на ист. ф-т ЛГУ, с 1939 — на филос. отделении этого ф-та, к-рое с 1940 стало филос. ф-том ун-та. 8 сентября 1941 призвана в армию, воевала, имеет боевые ордена и медали.
Демобилизована в июле 1945. В 1947 окончила филос. ф-т ЛГУ, а в 1950 — асп. этого же ф-та по кафедре истории филос. После асп. работала на той же кафедре вначале ст. преп., потом (с 1960) доц., а с 1978 до 1991 проф. Докт. дисс. — "Становление философского материализма в Древней Греции.
Логико-гносеологический аспект диалектики философского познания" (1976). Позднее — пенсионер, инвалид (по ранению) Великой Отеч. войны. К. ставит вопрос: возможно ли логич. обоснование филос., если она, являясь рациональным познанием, имеет своим предметом все существующее, включая и саму мысль, к-рая это существующее в данный момент мыслит.
В процессе анализа закономерностей развития античной филос. установлено, что ей присущ апорийный характер.
При таком подходе развитие мысли выступает как история логич. противобор-ствования.
Уже первая филос. проблема о соотношении единого и многого решается в двух направлениях: либо в поисках первоначал и первопричин вещественного мира мыслителями Милетской школы; либо поисками умозрительного единого, определяющего формальный порядок и выраженного числом у древних пифагорейцев.
Но по отношению к бытию, рассматриваемому в целом, такие поиски первоначал внутренне противоречивы.
Как можно искать первые начала сущего, если неизвестно, что такое сущее, а также определять истинность существования, когда неизвестно, что есть истина? Или как можно доказать первое начало всякого док-ва, когда неизвестно, что есть док-во? Впервые сталкиваются с этой трудностью лишь родоначальники филос. Гераклит и Парменид и опять-таки с противоположных позиций.
Оба рассматривают бытие как таковое, как существующее само по себе. Но Гераклит понимает его как единое по материальному составу и одновременно как единое по движению, а Парменид — как изначально ставшее и постоянно неизменное.
Соч.: К вопросу о колебаниях Аристотеля между материализмом и идеализмом // Уч. зап. ЛГУ. Л., 1956. Сер. "Философские науки". Вып.7. № 196; К текстологическому анализу античной философии.
Вып.1. Л., 1969; Вып.2. Л., 1974; Становление философского материализма в Древней Греции.
Л., 1975; Учение Зенона Элейского.
Л., 1988; Возникновение и развитие диалектического и исторического материализма (глава) // Марксистско-ленинская философия.
М., 1964 (3-е изд.); Философские взгляды Иосифа Дицгена // Распространение идеи марксистско-ленинской философии в Европе (конец XIX — начало XX веков). Л., 1964; Древнегреческие этические учения (параграф).
Этические воззрения Дидро, Гольбаха и Гельвеция (параграф) // Очерк истории этики. М., 1969; Диалектика как методология научного познания генезиса философии // Методология общественного познания.
Л., 1979; Аргумент Зенона Элейского "Стадий" (попытка реконструкции) // В. ЛГУ. Сер. "Экономика, философия, право". Вып.3. № 11. Л., 1981.