Кочетова Зоя Разумниковна
— певица московской оперы, образование получила в московской консерватории, под руководством своей матери, А. Д. К.-Александровой (см.). Обладала хорошо обработанным высоким драматическим сопрано; на сцене московской оперы с 1881 г. пела с успехом партии Джильды ("Риголетто"), Маргариты ("Фауст"), Антониды ("Жизнь за царя"), Людмилы ("Руслан и Людмила") и др. В 1883 г. К. гастролировала с не меньшим успехом на сцене спб. Мариинского театра и вскоре уехала за границу, выступая на лучших сценах Италии и Испании.
Умерла в 1892 г. Ум. {Брокгауз} Кочетова, Зоя Разумниковна — выдающаяся оперная певица, род. 8 сентября 1857 в СПб., ум. 30 марта 1892; дочь Александровой-Кочетовой (см.), музыкальное образование получила в московской консерватории (по классу пения своей матери), где окончила курс в 1878. Обладая выдающимся по диапазону высоким сопрано, поступила вскоре в труппу Большого московского театра, где пользовалась горячим сочувствием публики.
Болезнь легких заставила ее переселиться в Италию в 1884; она пела на сценах Венеции, Мадрида, Севильи, Вероны, Ниццы, Пармы, Милана, покуда (1888) усилившаяся болезнь не заставила ее покинуть артистическую карьеру.
За границей публика и критика относились к К. не менее сочувственно, чем в России. (В.). {Риман} Кочетова, Зоя Разумниковна (по мужу Немирович-Данченко) [15(27).9.1857, Петербург — 30.3(11.4).1892, Москва] — арт. оперы (колор. сопрано) и камерная певица.
Дочь А. Александровой-Кочетовой.
Жена писателя Вас. Немировича-Данченко.
В 1876—80 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Александровой-Кочетовой), где на ее дарование обратили внимание Н. Рубинштейн и П. Чайковский.
В 1880—83 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в 1879 в партии Джильды).
Весной 1883 выступила в петерб.
Мариинском т-ре. В 1884, выйдя замуж, уехала за границу и до 1887 гастролировала в Милане, Венеции, Мадриде, Севилье (1885), Вероне (дек. 1885), Парме (1886) и Ницце (1886 и 1887). Обладала голосом феноменальной силы и диапазона (легко брала верхнее ля 3-й октавы), звучностью верхнего регистра.
В совершенстве владела вокальной техникой, филировкой, особенно в верхнем регистре.
Исп. отличалось изяществом и сцен. темпераментностью.
Голос певицы сравнивали с голосом А. Каталани.
Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Маргарита Валуа, Лючия ди Ламмермур, Джильда, Виолетта, Офелия, Динора.
В 1888 из-за болезни легких была вынуждена оставить сцену. Участвовала в концертах.
Талант певицы высоко ценили Н. Рубинштейн и П. Чайковский.
С 1891 жила в Москве.
Лит.: З. Р. Кочетова. (Некролог) // Дневник артиста. 1892. № 3. С. 42—45; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 187—188.