Коцебу Александр Евстафиевич
— один из лучших русских баталистов, сын драматурга Августа К. (1815—1889). Оставшись сиротой после смерти отца, он был помещен в воспитанники 2-го спб. кадетского корпуса, из которого потом вышел офицером в лейб-гвардии литовский полк. Но военная карьера не соблазняла молодого человека, выказывавшего большие способности и любовь к искусству.
Побуждаемый этого любовью, он стал в 1837 г. посещать классы имп. акд. художеств, причем избрал специальностью батальный род живописи.
Наставником его по этой части был проф. А. Зауервейд.
Получил от академии медали: сначала серебряные, мал. зол. в 1843 (за картину "Сражение при Кулевчах") и, наконец, большую зол. в 1844 г., дающую право на поездку в чужие края. К. отправился в путешествие только в 1847 г., по исполнении нескольких картин для имп. Николая I и некоторых знатных любителей.
Проведя год в Париже, он посетил затем Нидерланды и Италию и поселился надолго в Мюнхене, как в пункте, представлявшем все удобства для исполнения целой серии картин, заказанных ему императором для Зимнего дворца.
То были сцены из истории Семилетней войны и Суворовского похода в Швейцарию и Верхн. Италию: "Осада Нарвы", "Взятие крепости Нотебург", "Сражение под Гросс-Эберсдорфом", "Цорндорфская битва", "Сражение при Цюлихау", "Сражение при Кунерсдорфе", "Русские в Берлине", "Взятие Кольберга", "Битва при Требии", "Полтавская победа" и др. В 1880 г. К. возвратился в Россию и за те из этих произведений, которые были окончены к этому времени, возведен в звание академика.
Вскоре после того он снова отправился в Мюнхен для продолжения начатых и исполнения новых картин, и с того времени жил в Мюнхене до самой смерти.
На годичную выставку спб. акад. худ. 1857 г. были представлены им картины: "Переход русских войск через Чертов мост, в 1799 г.", "Битва при Нови" и "Сражение в Муттенской долине", за которые академия признала его профессором.
После того его работы являлись на выставках академии еще дважды, в 1870 и 1874 г. Вышеупомянутые и вообще важнейшие произведения К. находятся в Зимнем дворце.
Они свидетельствуют о нем как о высокодаровитом баталисте нового направления, трактовавшем свои сюжеты не только как сцены борьбы и убийства, но и как пейзажные задачи.
Сочиняя картину, он прежде всего выбирал местность и точку зрения, наиболее удачные для развития изображаемого эпизода, и представлял в этом пейзаже самый характерный момент происшествия с ясностью и неподдельным движением.
Его композиция полна жизни и нередко очень поэтична, рисунок правилен, колорит блестящ и гармоничен, кисть свободна и одинаково искусна как в фигурах, так и в ландшафте.
Лишь одно можно поставить ему в упрек, а именно то, что фигуры русских солдат у него недостаточно народны и несколько смахивают на немецкие лица, — недостаток, который легко объясняется тем, что художник, работая в Мюнхене, не имел возможности пользоваться русскими натурщиками и воспроизводил типы наших воинов по памяти или по своим старым этюдам.
А. С—в. {Брокгауз}