Коцебу Александр Евстафьевич
— художник-баталист, род. в Кенигсберге 9 июня 1815 г., ум. 8 февраля 1889 г. Свое раннее детство он провел в Кенигсберге, где его отец, Август Коцебу, известный драматург и писатель, был русским генеральным консулом; четырехлетним ребенком он лишился своего отца. После трагической кончины Ав. Коцебу его семейство перебралось в Россию, в Петербург, где Александр Коцебу был вскоре отдан во второй кадетский корпус, откуда он был выпущен в лейб-гвардии Литовский полк. Еще с юношеских лет он обнаружил большую склонность к живописи; с годами она настолько развилась, что он оставил военную службу и поступил в Академию Художеств.
Академические классы он стал посещать с 1837 г., избрав для себя баталический род живописи.
За пять лет, которые он провел в стенах Академии, работая под руководством профессора А. Зауэрвейда, Александр Коцебу получил все отличия Академии Художеств: в 1839 г. малую серебряную медаль, в 1840 г. большую, за картину — "Сражение при Ливенберге", в 1843 г. малую золотую медаль за большое полотно — "Битва при Кулевче", и, наконец, за картину "Взятие Варшавы" — большую золотую, дававшую ему право на командировку за границу.
Но художнику не удалось тотчас воспользоваться этим правом.
Император Николай Павлович обратил внимание на его талант и заказал ему ряд картин; заказ этот удержал его на три года и только окончив его и выставив на Академической выставке 1847 г. исполненные им картины: "Взятие крепости Шлиссельбурга, в 1702 г." и "Взятие Нарвы в 1704 г.", Коцебу отправился в заграничное путешествие казенным пенсионером.
Он побывал во Франции, в Италии, где посещал мастерские лучших художников, а затем поселился в Мюнхене.
Здесь он подготовлялся к исполнению нового Высочайшего заказа — написать несколько картин из истории Семилетней войны; по окончании этой работы, для исполнения нового Высочайшего заказа — написать ряд картин, в которых были бы изображены важнейшие события из суворовского похода, Коцебу объездил Италию и Швейцарию и сделал массу эскизов местностей, где происходили эти события.
В 1857 г. Коцебу был признан профессором за картины "Переход русских войск через Чортов мост в 1799 году", "Битва при Нови" и "Сражение в Муттенской долине", а в восьмидесятых годах он получил звание академика.
Важнейшие работы Коцебу — "Осада Нарвы", "Битва при Требии", "Русские в Берлине", "Взятие Кольсберга", "Сражение при Кунерсдорфе" и "Переход русских через Чортов мост в 1799 г.", Большинство из произведений Коцебу находятся в Зимнем Дворце и некоторых других дворцах.
Блестящий колорит, смелый, всегда полный жизни и правды как в композиций фигур, так и в ландшафте, рисунок — вот достоинства, которыми отличаются произведения этого талантливого баталиста; замечают иногда, что фигуры русских солдат у Коцебу не довольно национальны — объясняется это тем, что Коцебу писал преимущественно за границей, и не мог пользоваться русскими натурщиками; но во всяком случае, о картинах Коцебу Пехт в свое время справедливо заметил, что нет ни одного художника, военные картины которого были бы так естественны и в такой мере, как у Коцебу, вводили бы в данное положение.
И. Лазаревский. {Половцов} Коцебу, Александр Евстафьевич — извест. художник-баталист.
Сын писателя-драматурга, убитого студентом Зандом, род. в 1815 г., рано остался сиротой и по окончании 2-го кадетск. корпуса служил в лейб-гвардии Литов. п. В 1837 г. К. поступил в академию художеств и из школы Зауервейда вышел одним из лучш. наших бат-стов. Получив академич. награды за картины "Сражение при Кулевче" и "Взятие Варшавы", он написал еще "Взятие Нотебурга" и "Осаду Нарвы", после чего в 1847 г. поехал за границу собирать материал для крупн. заказа, полученного от Имп. Николая I, на изображение событий Семилет. войны. Он выполнил его в ряде картин ("Гросс-Егерсдорф", "Цорндорф", "Куннерсдорф", "Русские в Берлине", "Взятие Кольберга") с большой тщат-стью и умением, но неск. однообразно и не без искусств-сти эффектов.
Академия худ-в в 1850 г. признала его академиком.
Получив новый заказ на темы итал. и швейцар. походов Суворова, К. также объехал истор. места, работал в Мюнхене и в обстановке этого художеств. центра сделал крупн. шаги в развитии своего таланта в таких интерес. произведениях, как "Сражение при Нови", "Штурм С.-Готарда", "Чертов мост", "Переход через Панике", "Сражение в Муттенской долине", достигая больш. драматизма в сочетании с живописностью.
Со званием профессора СПб. академии он переселился оконч-но в Мюнхен и хотя принужден был пользоваться живой натурой чужой страны, но продолжал интересоваться рус. воен. историей, то обращаясь снова к эпохе Петра I ("Сдача Риги", величавая "Полтавская победа", "Битва под Лесным"), то с большой правдивостью и колоритностью изображая события шведск. войны 1809 г. ("Бой при Куортане", "Переход через Ботнич. зал."). На события 1877 г. престарелый художник пытался откликнуться изображением "Взятия Шипки", но не мог его окончить, пораженный психич. недугом.
Умер в 1889 г. К. был талант. и добросовест. художником хорош. школы и хорош. вкуса, удачно соединивший достоинства старых академич. традиций с успехами новейш. реализма. {Воен. энц.}