Кобеляцкая-Ильина Лидия Дмитриевна
(урожд. Ильина; по мужу Кобеляцкая) [7(19). 9.1874, Баку — 24.7.1947, Ленинград] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог.
Род. в семье врача. В 1883—91 училась в петерб.
Александровской гимназии.
Музыке и пению обучалась под рук. композитора и пианиста Э. Длусского.
Впервые выступила в 1894 в Петерб. конс. с романсами П. Чайковского.
В 1895, став членом Петерб. общества муз. собраний, принимала участие в постановках опер "Псковитянка" (вначале в партии Степаниды Матуты, затем в партии Ольги Токмаковой, последнюю подготовила за неск. дней под рук. Н. Римского-Корсакова, к-рый специально для нее перетранспонировал эту партию), "Геновева". В том же году выступила в опере "Борис Годунов" в партиях Марины Мнишек и Федора (Большой зал конс., п/у Н. Римского-Корсакова).
В нач. 1897 по совету Е. Мравиной уехала совершенствоваться в пении в Париж к М. Маркези, где училась ок. двух лет, после чего дебютировала в партии Эрды ("Золото Рейна") в Брюсселе (Королевская опера); на сцене этого же т-ра выступала в партиях Орфея (подготовила под рук. проф. Брюссельской конс. Ф. Геварта) и Фрики ("Валькирия"). В конце апр. 1899 по приглашению певицы Н. Мельбы приехала в Лондон, где участвовала в ее концертах, а также выступала с сольной программой в "Альбер-холл". Обладала ровным голосом мягкого, густого тембра и широкого диапазона, отточенной вокальной техникой, имела яркую сцен. внешность.
Исп. отличалось академической строгостью, безупречной фразировкой, чувством стиля. 1-я исп. партий: Марины Мнишек ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова); на рус. сцене — Маргареты ("Геновева"). Партнеры: Н. Кедров, М. Луначарский, Г. Морской, Ф. Стравинский и др. Пела п/у М. Гольденблюма, Н. Римского-Корсакова.
Вернувшись в 1900 в Россию, выступала с камерными концертами в Москве, Петербурге, Киеве. С огромным успехом гастролировала в Берлине, Кельне (1900, 1901), в Голландии (1902), в Париже (в ансамбле с Ф. Крейслером), в Белграде, Загребе (1907); вместе с Орк. рус. нар. инструментов п/у В. Андреева — в Берлине (1908), в Вене и Берлине (1910), по городам Германии (1913) вместе с Петерб. квартетом (К. Григорович, Н. Кранц, В. Бакалейников, С. Буткевич), на Балтийской выставке в Мальме (Швеция, 1914; здесь п/у В. Сафонова исп. романсы П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, Ц. Кюи). Обширный репертуар певицы включал произ. М. Глинки, М. Мусоргского, М. Балакирева, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, А. Гречанинова (1-я исп. его романса "Мертвые листья"), Ц. Кюи, С. Рахманинова, С. Ляпунова, Р. Глиэра, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Листа, Б. Годара, Э. Шоссона, Ж. Массне, Г. Форе, X. Вольфа.
Специально для певицы оркестровали свои романсы Гречанинов ("Узник"), Римский-Корсаков ("Ночные голоса"), Кюи ("Эолова арфа"). Кюи посвятил ей два произв. для голоса с орк. — "Варяг" (1904) и "Война" (1905), Глиэр — романс "Всем Армения богата" (1912). В симф. концертах исп. сольные партии в ораториях Г. Генделя ("Самсон", "Мессия"), И. С. Баха ("Страсти по Матфею"), Ф. Мендельсона ("Илья"), кантатах Р. Шумана ("Манфред"), Ф. Листа ("Иоанна на костре"), И. Гайдна ("Ариадна на Наксосе"), в "Stabat mater" Дж. Перголези, 9-й симфонии Л. Бетховена, Рапсодии для альта с орк. И. Брамса; в прелюдии-кантате "Из Гомера" Н. Римского-Корсакова.
Выступала со многими симф. оркестрами и видными дирижерами (49), среди к-рых С. Василенко, С. Кусевицкий, А. Никиш, Р. Штраус.
В 1914 участвовала в Баховских торжествах в Москве и Петербурге (исп. сольные партии в кантате № 60 и Мессе h-moll п/у Рюделя).
В 1906—17 ежегодно готовила конц. программу совместно с А. Вольской.
В этих концертах исп. дуэты И. Брамса, Л. Бетховена, Дж. Мартини, Б. Марчелло, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, A. Рубинштейна, Ц. Кюи, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника.
На конц. эстраде выступала также в ансамбле с А. Александровичем, Н. Большаковым, Г. Боссе, И. Ершовым, B. Петровым, Н. Сперанским.
Пела в сопровождении арфы, органа, скрипки (в т. ч. в ансамбле со скрипачом Л. Ауэром).
Во время 1-й мировой войны работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически выступала в концертах.
После 1917 вернулась к творческой деят-сти. Участвовала в муз. бригаде для обслуживания рабочих, в Гос. ин-те усовершенствования врачей осуществила постановку оперы "Иванов Павел" и пьесы "Гастролерша" И. Потапенко, а также организовывала концерты худож. самодеятельности.
В 1920-х гг. изредка выступала в концертах Кружка друзей камерной музыки (здесь в 1930 поставила оперу "Джоконда" А. Понкьелли).
В 1924 состоялся концерт, посвященный 30-летию артистической деят-сти певицы, в к-ром она исп. романсы Р. Шумана, И. Брамса, К. Рейнеке, С. Франка.
Искусство певицы высоко ценили А. Аренский, Ц. Кюи, Ф. Блуменфельд, Э. Направник, Р. Глиэр. С 1919 преподавала во 2-й Гос. муз. народной школе им. М. П. Мусоргского, в 1925 вела кл. пения в т-ре ЛОСПС, с 1932 по приглашению М. Климова преподавала постановку голоса солистам Ленингр. акад. капеллы.
В 1928 осуществила постановку оперы "Трубадур" в конц. исп. силами своих учеников в зале Муз.-историч. музея Гос. акад. филармонии.
С 1935 жила в Казахстане (г. Атбасар), с 1936 — в Рыбинске, где работала педагогом-вокалистом в кружке худож. самодеятельности авиационного ин-та. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку "Евгения Онегина". Рук. так же нар. хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драм. т-ра. В 1941 переехала в Ленинград, где вновь преподавала в акад. капелле, также Малом оперном т-ре и Т-ре комедии; в годы блокады давала частные уроки пения. Ученики: О. Ольшевская, Н. Пестов, С. Холенкова.
Лит.: К. [Каратыгин В.] В Кружке друзей камерной музыки // Жизнь искусства. 1924. № 10. С. 14—15; Кюи Ц. А. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и примеч.
И. Л. Гусина. — Л., 1952. С. 203—204; Архив певицы — в РО ГПБ.