Клямжинская Александра Сильвестровна
(урожд. Шуминская; по второму мужу Штромфельд; наст. имя Ядвига) (1859—1946) — арт. оперы (колор. сопрано).
Пению обучалась у крупнейших вокалистов своего времени.
Выступала на оперных сценах Варшавы, Петербурге (Мариинский т-р, 1885—86), Москвы (Большой т-р, 1887— 89, дебютировала в партии Антониды;
Итал. опера, 1892), Воронежа и Харькова (антр. М. Медведева, 1886), Таганрога, Мариуполя, Одессы (антр. Грекова, 1893), Милана (т-р "Ла Скала", 1889), Мадрида (1890), Палермо (1891). Обладала выдающимся голосом обширного диапазона (с легкостью брала верхнее фа 3-й октавы), природной колоратурой, виртуозной техникой. "Певица Клямжинская, русская Тетраццини — настоящее колоратурное сопрано, а когда она пела в среднем регистре, можно было думать, что поет меццо, и вдруг этот большой полный голос летел вверх... звенел там в III октаве и рассыпался брильянтовыми трелями и стаккато" (Н. Салина)*. 1-я исп. партий: в Москве — Царицы ночи ("Волшебная флейта"); на рус. сцене — Микаэлы ("Кармен"). Лучшие партии: Царица ночи, Лючия ди Ламмермур.
Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила);
Сюзанна, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Эльвира ("Фенелла, или Немая из Портичи"), Маргарита Валуа, Принцесса Евдоксия, Джильда.
Партнеры: И. Бутенко, М. Климентова, А. Мазини, Ф. Стравинский, В. Тютюнник, Д. Усатов, О. Фюрер. Пела п/у Э. Направника.
Лит.: Г-жа Клямжинская // Будильник. 1893. № 9. С. 4; Салина Н. В.* Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. ПО; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 39; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973.