Клочков Виктор Михайлович
(р. 14.10.1924) — спец. по этике и теории воспитания; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Горюшка Теренгульского р-на Ульяновской обл. Окончил в 1950 Самарский гос. пед. ин-т, ист. ф-т, асп. при ИФ АН СССР (1954). Проф. Самарского гос. пед. ун-та. Канд. дисс. — "Этические взгляды Н.Г.Чернышевского" (1958). Докт. дисс. — "Система образования и всестороннее развитие личности" (1988). Осн. направления работы: филос. воспитания (на основе теории двуполушарного мышления — обоснование необходимости развития в системе образования как рационального, логич. мышления, так и эмоционально-образного мировосприятия, формирование в человеке нравственности, духовности); гуманизация образования (гуманизировать не только школу, учебную работу, но и процесс самообучения, самовоспитания учащихся; личность — объект-субъект гуманизируемого образования); выдвинута идея необходимости синтеза науч.-филос. и религ.-нравств. идей в процессе формирования личности.
Соч.: Об этических взглядах Н.Г.Чернышевского и Л.Фейербаха // ВФ. 1957. № 6; Человек как объект-субъект образования в условиях НТР // Диалектика объективного и субъективного в познании и практической деятельности.
Куйбышев, 1974; Система образования как фактор всестороннего развития человека // Куйбышев, 1976; Система образования и всестороннее развитие личности.
Саратов, 1982; Формирование разумных потребностей личности и борьба за здоровый образ жизни // Позиция.
Куйбышев, 1990. № 6; Два крыла. Размышления о школе. Самара, 1997.