Ключарев Григорий Артурович
(р. 23.05.1957) — спец. по филос. вопросам науч. познания, роли науч. знаний в совр. об-ве; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.
Окончил физ. ф-т МГПИ (1979), асп. при кафедре филос. там же. Канд. дисс. — "Методологическая роль принципа единства симметрии и асимметрии в построении научных теорий" (1985). В 1987—1993 работал референтом, ученым секретарем секции филос. знаний при Правлении Всес об-ва "Знание". С 1993 года по наст. вр. — н.с, а затем ученый секретарь и зав. асп. Росс. независимого ин-та соц. и нац. проблем.
Проф. Моск. энергетического ин-та (1997). Докт. дисс. — "Эволюция понятий в современном человековедении" (1994). В своих работах К. проанализировал влияние постнекласс. типа рациональности на генезис науч. понятий, их последующее использование в вероятностных, динамических и нелинейных описаниях человека и явлений соц. жизни. Предложил пересмотреть традиц. критерии "жесткости", однозначности, вербализуемости науч. понятий, иссл. связь общенауч. интегративных процессов и новых междисциплинарных (понятийных) средств познания.
С 1991 наряду с собственно филос. проблематикой занимается теор. и прикладными иссл. по проблемам образования взрослых.
Им обосновано с прагматических позиций существенное увеличение доли вненауч. (практич., энциклопедических, художеств., эзотерических и др.) знаний в просветительской деятельности, к-рой занимаются сегодня десятки неправительственных образовательных организаций и центров в России.
Поставлен на обсуждение вопрос об ответственности (моральной, правовой, индивидуальной, колл.) взрослых субъектов образовательного процесса за выбор систем нового знания и его последующее использование.
Им разработана также одна из первых в стране учебных программ послевузовского и дополнительного образования по образованию взрослых.
Соч.: Эволюция понятий в современном человековедении.
М., 1992; Феномен открытости.
Логико-философский анализ языка открытого общества.
М., 1997; К вопросу об образовании взрослых в современной России // Журнал изучения образовательных инициатив.
Оксфорд, 1997 (на англ. яз.); Образование взрослых в России.
М., 1998.