Кленовский Николай Семенович
— дирижер и композитор.
Род. в 1857 г.; окончил курс в Московской консерватории.
Состоит помощником управляющего Придворной певческой капеллой и инспектором ее Регентских классов.
Его произведения: балеты "Прелести Гашиша" (1885), "Светлана" (1886), "Саланга" (1900), музыка к драматическим соч. "Мессалина", "Звезда Севильи", "Антоний и Клеопатра", оркестровая сюита "Миражи", две коронационные кантаты, 2 кантаты к Пушкинским празднествам, сюита для фортеп., грузинские песни для соло, хора, орк., грузинская литургия a capella с грузинским и русским текстами и др. К. был сотрудником Мельгунова по собиранию и обработке русских народных песен. В 1893 г. К. устроил в Москве концерт, программа которого включала песни разных народностей, обработанные К. и изданные впоследствии под заглавием "Этнографический концерт". Н. Б—н. {Брокгауз} Кленовский, Николай Семенович — композитор и дирижер; род. в 1857 в Одессе.
Общее образование получил там же в гимназии, где управлял ученическим оркестром; затем поступил в московскую консерваторию, где занимался специально теорией (Губерт, Чайковский) и игрой на скрипке (Гржимали).
Здесь К. был также помощником Н. Рубинштейна по управлению ученическим оркестром (между прочим и при первой постановке "Евгения Онегина" Чайковского).
По окончании курса (1879), в течение 2-х лет был дирижером частных оперных трупп в провинции; в 1881—83 дирижировал в Москве в частных концертах и в 1883—93 состоял одним из дирижеров при московских Имп. театрах, причем написал несколько балетов.
В 1889—1893 К. кроме того, заведовал (после Эрдмансдерфера) университетским оркестром.
В 1893 К. сделался директором музык. училища тифлисского отделения И. Р. М. О., в каковой должности состоял до 1902, выступая в то же время в качестве дирижера симфонических концертов тамошнего отделения.
К. дирижировал и вне Тифлиса (1900 и 1901 в СПб). Музык. деятельность К. захватывает также область этнографии: в 1879 он был сотрудником Мельгунова (см.) по собиранию и обработке русских народных песен; в 1893 им устроен был в Москве большой этнографический концерт (первый в своем роде) Об-ва любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, для которого им было обработано (с оркестром) множество песен разных народностей, впоследствии изданных отдельным сборником под заглавием "Этнографический концерт"; в Тифлисе он также занимался изучением грузинской музыки.
К. написал: А. Балеты: "Прелести Гашиша" (Москва 1885), "Светлана" (Москва 1886) и много вставных нумеров к разным балетам в Москве; "Саланга" (СПб. 1900); В. Музыку к драматическим произведениям: "Мессалина", "Звезда Севильи", ""Антоний и Клеопатра" и пр.; оркестровую сюиту "Миражи"; С. Для пения с оркестром: две коронационные кантаты и две кантаты к Пушкинским празднествам; "Грузинские песни" для соло, хора и оркестра D. Сюиту для фп. и Е. Грузинскую литургию (1902, а capella; издана с грузинским и русским текстами).
В 1902 К. назначен помощником управляющего Придворною певческой капеллою и инспектором ее регентских классов. (В.). {Риман}