Киященко Николай Иванович
(р. 23.10.1930) — спец. в обл. эстетики, культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Романовка Троицкого р-на Кемеровской обл. Служил в Сов. Армии: курсант, офицер.
Окончил филос. ф-т МГУ (1962) и асп. того же ф-та. Работал в Оргкомитете Союза кинематографистов СССР (1962—1963), затем в ИФ АН СССР (с 1964), зам. гл. ред. изд-ва "Сов. художник" (1968—1969), гл. ред. изд-ва "Планета", гл. ред. ист.-революц. фильмов Госкино СССР (1973—1975). Одновременно (с 1970 по 1991) преподавал филос. и эстетику в Моск. ин-те стали и сплавов (ст. преп., доц., проф.). В 1979—1980 — проф. Высшей парт. школы Анголы.
С 1975 — вновь в ИФ АН СССР (ныне РАН) — мл. н.с, ст. н.с, с 1986 — вед. н. с. Одновременно с 1993 по 1999 — проф. Учебно-воспитательного комплекса "Искусство и экономика". С 2000 — проф. Гос. ун-та гуманит. наук. Рук. науч.-иссл. группы "Эстетическая культура и воспитание". Канд. дисс. — "Героическое как категория эстетики" (1964). Докт. дисс. — "Философские основы теории эстетического воспитания" (1978). Проблематика науч. иссл. — разработка теории эстетич. воспитания, его разграничение с художеств. воспитанием и образованием, история и смысл проблемы всестороннего и гармонического развития личности, соотношение гос. системы нар. образования с обществ. воспитанием, их столкновения и противоречия.
В своих трудах К. обосновал как самостоятельную категорию "героическое". Им раскрыты филос. основания принципов организации.
К. разработал структуру системы эстетич. воспитания; ввел в науку понятие "стремление к красоте как родовое качество человека"; показал необходимость размежевания художеств. и эстетич. воспитания; художеств. и эстетич. культуры личности и об-ва. Им выдвинута идея рассмотрения творч. как важнейшего принципа антропогенеза.
К. раскрыл универсальное значение законов эстетич. творч. во всех видах чело-веч, деятельности и в способах его жизнедеятельности.
Им показана необходимость одновременного существования во все эпохи культурно-ист. развития нар., массовой и элитарной (высокой) культуры, нар., массового и элитарного искусства.
К. разработал принципы построения программ по мировой художеств. культуре для ст. классов школ и по эстетике жизни. Акад. Академии менеджмента в образовании и культуре, действ. чл. Междунар. акад. гуманизации образования.
Рук. авт. коллективов, соред. и соавт., непосредственный участник колл. монографий: "Теория эстетического воспитания" (М., 1979), "Эстетическое сознание и процесс его формирования" (1981), "Эстетическая деятельность" (1986), "Пути и средства эстетического воспитания" (1989), "Эстетическое сознание личности" (1994), "Эстетическая культура" (1996), "Современная концепция эстетического воспитания" (М., 1998). Соч.: Роль искусства в коммунистическом воспитании.
М., 1964; Искусство и всестороннее развитие личности // Новый человек.
Алма-Ата, 1966; Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971; Борьба идей в культуре и искусстве.
М., 1972; Сущность прекрасного.
М., 1977; НТР, эстетическое воспитание и развитие личности.
Прага, 1977; Эстетика, жизнь, искусство.
М., 1977; Искусство в борьбе за человека.
М., 1979; Эстетическое воспитание и НТП. М., 1981; Теория отражения и проблемы эстетики. [В соавт.]. М., 1983; Эстетическое творчество.
М., 1984; От образования к образованности // Искусство в школе. 1992. № 2; Искусство — образное освоение реальности // Морфология культуры: структура и динамика.
Уч. пос. М., 1995; Современная Россия: потери и обретения духовного поиска // Полигнозис. 1998. № 2; Эстетика жизни. Уч. пос. для школ. М., 1999; Мировая художественная культура.
М., 1999; Эстетика жизни. Книга для учителя.
М., 2001.