Киприан Старорусенков
— митрополит Новгородский и Великолуцкий.
Родился во второй половине XVI века в городе Старая Русса Новгородской губернии.
С 1611 года — архимандрит Новгородского Хутынского монастыря. 8 сентября 1620 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. 15 февраля 1624 года по грамоте царя Михаила Федоровича († 1645) и патриарха Филарета (Романова, † 1633) выехал в Москву. 12 декабря 1624 года возведен в сан митрополита Сарского и Подонского (впоследствии кафедра именовалась Крутицкой).
В 1626 году по благословению патриарха Филарета (Романова, † 1633) написал службу празднику на Положение честной ризы Господней в Москве. 20 октября 1626 года переведен митрополитом в Новгород.
Прибыл на кафедру 3 ноября 1626 года и занимал ее вплоть до смерти.
Скончался 17 декабря 1634 года. Погребен 13 января 1635 года в Корсунской паперти Софийского собора в городе Новгороде архиепископом Тверским Евфимием († 1643). Преосвященный Киприан явился истинным и твердым исповедником Православия.
Будучи архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, во время оккупации шведами Новгорода он возглавлял в Выборге переговоры об избрании на царство шведского королевича Карла-Филиппа.
Но переговоры были безнадежные, потому что в Москве уже решился вопрос о выборах царя. В то же время архимандрит Киприан прилагал немало сил для воссоединения Новгорода с Московским государством во главе с Михаилом Федоровичем.
В "Летописце Новом" подробно рассказывается, как отец Киприан "укрепляше со слезами" князя Никифора Мещерского, "чтобы пострадали за истинную православную християнскую веру"; позднее он сам по благословению митрополита Исидора в составе посольства едет в Москву договариваться, "чтобы государь с Москвы велел сослаться послами со свитцким королем". Шведы требовали, чтобы посольство восстановило договоренность с московскими боярами о выборах на престол шведского короля, но новгородцы пользуются случаем и бьют челом Михаилу "о своих винах", что "целовали крест по неволе королевичю", и получают от царя грамоту к митрополиту и "ко всему Новгородцкому государству", где новгородцы обвиняются в измене.
Во время аудиенции у царя Михаила Федоровича архимандрит Киприан "паде у ног государевых и просяше милости... о тех, кои воровали и посягали на православных крестьян"; по его просьбе царь дает еще одну "милостивую" грамоту "в тайне", а также "список, выписав все неправды немецкие". Из предательского доноса шведы узнают о "списке" и о челобитье посольства, преследуют и наказывают участников переговоров.
Особенно жестоко был наказан архимандрит Киприан: "Архимариту ж наипаче многая мука была: биша его немилостивно, после ж того бою биша на правеже до умертвия и стужею и гладом моряху; едва с таких мук душа укрепися". Преданность и стойкость в выпавших испытаниях, несомненно, помогли архимандриту Киприану завоевать высокий авторитет в глазах царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Именно поэтому при создании новой архиепископской кафедры в Тобольске выбор царя и патриарха пал на архимандрита Киприана, и 8 сентября 1620 года он был первым посвящен в сан архиепископа Сибирского и Тобольского.
Назначенный архипастырем в Сибирь, преосвященный все усилия направил на то, чтобы поднять нравственный уровень духовенства, а также всего населения края. Он обращал многих к Христовой вере, строил церкви, монастыри.
При нем закончен и освящен центральный собор в Тобольске, названный, как и в Новгороде, во имя Софии Премудрости Божией.
В самом Тобольске владыка Киприан перевел на новое место крупнейший мужской Успенский монастырь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, "яже в Великом Новеграде", после чего монастырь получил название Знаменского.
В 1620 году основал Тобольский Тарский женский монастырь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы.
Ранее 1624 года были основаны: Тобольский Тарский Спасский и Тобольский Туринский Никольский мужские монастыри.
Основаны две слободы — Устьницынская и Тавдинская.
С именем владыки Киприана связывают начало сибирского летописания.
Как сказано в летописи тобольского архиерейского дьяка Саввы Есипова, "во второе лето престольства своего" архиепископ Киприан расспрашивал ермаковых казаков о том, "како они приидоша в Сибирь, и где с погаными были бои, и ково где убили погании на драке". В ответ ему принесли "Написание" казаков о походе Ермака, на основе которого при владыке Киприане был создан "Синодик ермаковым казакам" и установлено их поминание в Софийском соборе в Неделю Православия.
Вероятно, его автором был сам архиепископ Киприан, знаток "соборного и келейного чина", который и позднее в Москве сочинял тексты служб по благословению патриарха.
Владыка Киприан участвует во многих начинаниях патриарха Филарета как его непосредственный советник и помощник.
Владыка принимает участие и в приеме послов шаха Аббаса, привезших в Москву ризу Господню.
Автор "Нового Летописца" замечает: "Патриарх же Филарет повеле Крутицкому митрополиту Киприяну сложити стихеры и канун" (ПСРЛ. Т. 14, с. 152). Владыка Киприан лично принимает участие в прославлении новой святыни.
В Новгороде при митрополите Киприане были составлены "Чиновник Новгородского Софийского собора" и описание новгородских святынь "О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божий, иже в Велицем Новеграде, и о новгородцких чудотворцех, ид еже койждо лежит". Митрополит Киприан прилагал немалые усилия для прославления и утверждения церковных святынь везде, где бы он ни находился — в Тобольске, Москве, Новгороде.
В 1629 году митрополит Киприан установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна, архиепископа Новгородского († 1186; память 7/ 20 сентября).
Будучи новгородским владыкой, он присвоил себе титул "государя", создал себе пышный двор наподобие царского и церемониал, скопированный с придворного, в церкви стоял "с большой гордостью", ездил летом в санях [в Древней Руси до конца XVII столетия езда на санях считалась более почетною, чем на колесах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом (Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. — "Терра", 1992. — Т. 56, с. 260—261)] и пренебрежительно относился к указам патриарха (см. документы, опубликованные Зерцаловым А. Н.). Сохранились рукописные и печатные книги, подаренные владыкой Киприаном тобольскому архиерейскому дому: "Просветитель" Иосифа Волоцкого (нач. XVII в.), сборник слов Василия Великого (XVI в.), Острожский сборник (Острог, 1588) и Книжица Острожская (Острог, 1598). Труды: Стихиры и канон ко дню празднования Положения Ризы Господней // Гухман С. Н. "Документальное" сказание о даре шаха Аббаса России // Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. — Л., 1974. — Т. 28, с. 255—270; Полное собрание русских летописей. — М., 1987. — Т. 36, ч. 1. Синодик ермаковым казакам (ГИМ, собрание Уварова, № 370 (540) // Ромодановская Е. К. Синодик ермаковым казакам (предварительное сообщение) // Известия Сибирского отделения АН СССР. — 1970. № 11. Серия общественных наук, вып. 3, с. 14—21. Чиновник Новгородского Софийского собора // Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. — М., 1899. О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божий, иже в Велицем Новеграде, и о новгородцких чудотворцех, идеже койждо лежит // Никольский А. Описание Святой Софии в Новгороде и святыни древней Велико-Новгородской области (до 1654 г.) // Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом. — СПб., 1901. — Вып. 14, с. 220—226. Литература: Едлинский М. Е., священник.
Киприан, святитель, 1-й архиепископ Сибири. — 1895, вып. 2, с. 128—133. Едлинский М. Е., священник.
Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 3-е изд. — СПб., 1903. — Т. 3, с. 68—73. Леонид (Кавелин), иеромонах.
История церкви в пределах нынешней Калужской губернии. — Калуга, 1876, с. 95—96. Андриевич В. К. История Сибири: в 2 т. — СПб., 1886—1889. — Т. 1, с. 180. Баранов В. С. Летопись Верхотурского Никольского монастыря. — Н. Новгород, 1910, с. 12—14. Трапезников В. Очерк истории Приуралья и Прикамья. — Архангельск, 1911, с. 680. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 474, прим. 12. Нестор (Анисимов), иеромонах.
Православие в Сибири (исторический очерк). — Казань, 1909, с. 4, 7—9. Знаменский П. В. История русской Церкви.
Учебное руководство. — Казань, 1870, с. 221. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889. — с. 127. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 132. Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. — СПб., 1890. — Т. 1, № 314 и др.; СПб., 1897. — Т. 3, с. 1861,1893,1898,1969, 2177. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406, 1415. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 864. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 36, 50, 317,1035. Зерцалов А. Н. О неправдах и непригожих речах новгородского митрополита Киприана // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1896. — Кн. 1. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 631, 632. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 224. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 46. Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918; 1862, 2. — Отд. 1, с. 93. Православное обозрение. — М., 1866, № 8, с. 377. Странник. — СПб., 1864. — Т. 3, № 8. Русские ведомости. — М., 1863, № 46, с. 8. Тобольские губернские ведомости. — 1858, № 4. — 1887, №9иЮ. Монастырь. — Нижний Новгород, 1908, № 7, с. 56; № 8, с. 57—61; № 9, с. 72—74; № 10, с. 60—63. Церковный вестник. — СПб., 1891, № 7, с. 104. Православный собеседник. — Казань, 1911, апрель, с. 103. Исторический вестник. — СПб., 1894, июнь. — С.768—769. Абрамов Н. Митрополит Киприан, первый просветитель Сибири и основатель ее летописи // Журнал Министерства Народного Просвещения. — СПб., 1849. — Ч. 44, № 10. — Отд. 5, с. 1—8. — 1854, февраль (материалы для истории христианского просвещения в Сибири).
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1906—1912. — Т. 12. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 10, с. 60—61. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1277. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 15 (кн. 29), с. 88. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18, 40, 53. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М.; Л., 1947, с. 393—396. Лихачев Д. С. Повести о покорении Сибири // История русской литературы. — М.; Л., 1948. — Т. 2, ч. 2, с. 89—93. Бахрушин С. В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI-XVII вв. // Бахрушин С. В. Научные труды. — М., 1955. — Т. 3, ч. 1, с. 18—31. Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. (истоки русской сибирской литературы). — Новосибирск, 1973. Ромодановская Е. К. Киприан Старорусенков // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 156—163.