Киприан митрополит Киевский и всея Руси
— святитель, митрополит Киевский и всея Руси. † 1406; память 27 мая/9 июня, 16/29 сентября, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.
По национальности южный славянин, возможно, из тырновской семьи Цамблаков.
Свой путь начал в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон. В Византии Киприан сблизился с патриархом Филофеем Коккином и стал его келейником.
Около 1373 года был послан патриархом в Литву для примирения литовских и тверских князей с митрополитом Алексием (Бяконтом, † 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Посетив святителя Алексия, он заверил его, что будет ходатайствовать за него в Константинополе, и, получив от святителя богатые дары, направился в Литву. Литовский князь Ольгерд, давно враждовавший против Москвы и употреблявший все возможные средства для возвышения над нею, вручил Киприану грамоты к Константинопольскому патриарху, в которых просил патриарха поставить им митрополита Киприана.
В противном случае угрожал просить себе митрополита у латинской Церкви.
Патриарх Филофей уступил просьбам литовских князей и 2 декабря 1375 года (по Макарию (Булгакову), в 1376 году) возвел Киприана в сан митрополита Киевского и Литовского с правом и на всю Россию по кончине митрополита Алексия.
В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Киприан отправился в Москву в надежде, что его примут как митрополита всея Руси. Но великий князь Дмитрий Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) не захотел признать Киприана, так как намечал на Русскую митрополию своего кандидата.
Киприана не только не признали в Москве, но предали его бесчестию и поруганию.
Оскорбленный до глубины души, митрополит Киприан возвратился снова в Киев и управлял литовским духовенством.
В 1380 году, по смерти выбранного великим князем кандидата Михаила (Митяя), Киприан был признан митрополитом всея Руси, но ненадолго.
В 1382 году, заподозрив его в союзе с Ольгердом, князь Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал митрополита Пимена († 1389). В 1383 году Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд. Пребывание его там затянулось, но хлопоты не увенчались успехом; при жизни великого князя Дмитрия он не смог добиться Киевской митрополии.
Только Собор 1389 года (в Константинополе) подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси. В феврале 1390 года Киприан прибыл в Киев, а в начале марта был уже в Москве, в которую вошел торжественно, в полном святительском облачении, встреченный самим великим князем Василием Дмитриевичем и всей столицей.
Так через 14 лет борьбы и страданий Киприан был наконец принят в Москве как первосвятитель.
Управляя Русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов.
Он всю свою деятельность направил на "утверждение православных в благочестии". Участвовал в Соборе, осудившем патриарха Константинопольского Макария, обратил в Православие трех ханских вельмож.
Митрополит Киприан был пастырь образованный, отличавшийся святостью жизни. Его называли мужем "всякого целомудрия и разума Божественного исполненным и вельми книжным". Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех. Любя безмолвие, митрополит Киприан часто удалялся в свое загородное село Голенищево и там в тишине предавался размышлению, чтению слова Божия и собственноручно писал книги. Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания.
Святитель Киприан отличался ревностью к церковному богослужению, сам перевел с греческого языка некоторые чинопоследования и службы, а одну молитву — разрешительную — даже сочинил сам. Будучи пастырем образованным, святитель Киприан заботился о развитии просвещения в России.
В истории Русской Церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов.
Правда, он только положил начало этому делу, можно сказать, поставил вопрос, но осуществить до конца начатое дело не успел. Митрополит Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополии и все время святительства (после признания его) управлял единолично, и церковная жизнь в этот период протекала мирно. Скончался святитель 16 сентября 1406 года. Погребен в Московском Успенском соборе. 27 мая 1472 года во время строительства нового Успенского собора Московского Кремля, на месте обветшавшего старого, была обнаружена гробница митрополита Киприана и обретены его нетленные мощи, которые были оставлены под спудом.
Его имя как святителя значится уже в месяцеслове 1487 года (ГБЛ, ф. 304, № 761). Труды: Житие Петра митрополита, 1381 // Памятники литературы Древней Руси. XIV — сер. XV в. — М., 1981, с. 430—443. Послания // Православный собеседник. — Казань, 1860, ч. 2, с. 75—106. Ответы игумену Афанасию // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 7—11, 252, 253, 255. Повесть о Митяе Михаиле // Прохоров Г. М. Повесть о Митяе // Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. — Ленинград, 1978. Грамоты // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1. См. также: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 1, № 11, с. 6—7. Духовная грамота // Калачов Н. В. Акты, относящиеся до юридического быта древней России: в 3 т. — СПб., 1857. — Т. 1, № 83, с. 544. Два послания исторического характера // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. — СПб., 1880. — Ч. 1. Литература: Хойнацкий А. Ф., протоиерей.
Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Волыно-Почаевский. — М., 1888, с. 84—89. Хойнацкий А. Ф., протоиерей.
Очерк из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни... — Житомир, 1878, с. 102—107. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 150,166,177, 201—206, пр. 16. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 47, 63, 77, 93,133. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888, пер. 2, с. 35, 54, 59, 61—67, 89, 90—91 и др.; пер. 3, с. 7,151,160,170. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 86—93. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 982, 983,1015,1016,1018,1019 и пр. 2,1159, 1249 и др. Макарий (Булгаков), митрополит.
История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, с. 63—85; т. 5, с. 183—196. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, сентябрь, с. 220—229. Димитрий (Самбикин), архиепископ.
Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 9, ч. 2, май, с. 167, 168. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 95. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1885 году // Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. — СПб., 1885— 1916. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 3. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 129—132. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 508, 509, 512, 521. Галахов А. История Русской словесности древней и новой. — СПб., 1861. — Т. 1, ч. 1. Никоновская летопись. — Ч. 4, 5 // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841 — 1921. Глубоковский Н. Н. Святитель Киприан, митрополит всея России (1374—1406), как писатель // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863—1894; 1892, февраль, с. 358—424. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863—1894; 1894, № 9, с. 454—457. А. Л-д [Леонид Кавелин]. Киприан до восшествия на Московскую митрополию // Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. — М., 1867. — Кн. 2, отд. 1, с. 11—32. Горский А. В. Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1848, с. 295—369. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1882. — Кн. 1, с. 152—205; кн. 2, с. 413—495; кн. 3, с. 71—175. Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 279. — 1860, апрель, с. 448; май, с. 75, 76,78, 84; 85—106. — 1866, февраль, с. 88. — 1867, март, с. 181,187, 217. — 1907, сентябрь, с. 31, прим. Исторический вестник. — СПб., 1881, апрель, с. 750, 751. — 1885, декабрь, с. 35,105. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1880, март, с. 753. Русский архив. — М., 1903. — Кн. 2, № 5, с. 92. — 1910. — Кн. 1, № 2, с. 312, 313. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 2, с. 39. Леонид (Кавелин), архимандрит.
Святая Русь. — СПб., 1891, № 517. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 10, с. 41—60. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1276; т. 2, с. 1574. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 636—644. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 15 (кн. 29), с. 87—88. Сергий (Спасский), архиепископ.
Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 33. Минея сентябрь. — М., 1978, с. 412. Дробленкова Н. Ф., Прохоров Г. М. Киприан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1988. — Вып. 2, ч. 1, с. 464—475.