Хмельницкий Николай Иванович
— драматический писатель, сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфентьевича Хмельницкого (см.), род. в Петербурге 11 августа 1791 г., умер 8 сентября 1845 г.; первоначальное образование получил в родительском доме под руководством своего зятя Ник. Фед. Эмина († 1814), бывшего одно время финляндским губернатором и также известного в литературе, а затем поступил в Горный кадетский корпус, уже с 1799 г. числясь на службе канцеляристом в канцелярии министра уделов.
По окончании курса в корпусе, он в 1804 г. поступил на службу в коллегию иностранных дел, в 1806 г. был произведен в переводчики, а в феврале 1808 г. получил высочайшее повеление отправиться "для иностранной переписки с некоторыми из иностранных держав" к гр. Ф. Ф. Буксгевдену, главнокомандующему финляндской армией.
Затем он в 1811 г. перешел на службу в департамент министерства юстиции, но пробыл здесь недолго: увлеченный всеобщим патриотическим возбуждением, он вступил в Петербургское ополчение под начальство М. Л. Голенищева-Кутузова, который вскоре же назначил его к себе в адъютанты; в том же звании Х. остался и при преемнике Кутузова по командованию ополчением, бар. П. И. Меллер-Закомельском.
По представлению начальства Х. в июле 1813 г. был произведен "за усердие к службе" в надворные советники, а в августе был причислен к главному штабу польской армии и состоял при генерале К. И. Оппермане, с которым участвовал в сражениях при Дрездене и Лейпциге и при взятии Парижа.
По окончании войны Х. возвратился на службу в министерство юстиции, но уже вскоре петербургский генерал-губернатор гр. М. А. Милорадович, познакомившийся с Хмельницким еще во время кампании 1814 г., пригласил его на службу к себе и назначил правителем своей канцелярии.
Х. быстро пошел по лестнице чинов и отличий.
В 1824 г. он составил проект о частных суммах, остававшихся в разных присутственных местах более 10 лет и никем не востребованных. 25 ноября того же года этот проект получил утверждение, а означенные суммы, составлявшие к тому времени более 700000 руб., послужили основанием капитала вновь учрежденного Комитета для призрения заслуженных гражданских чиновников.
В конце 1824 г. Х. перешел на службу в министерство внутренних дел чиновником для особых поручений, был неоднократно посылаем в разные губернии и сумел так вести свои дела, что 24 февраля 1829 г. был назначен губернатором в Смоленск, а вскоре за тем произведен в действит. статские советники.
По словам Н. А. Добротворского, пользовавшегося изустными преданиями и архивными данными, Х. в течение 8? лет своего управления краем "сделал для города и губернии чуть ли не больше, чем каждый из остальных губернаторов, состоявших в этой должности иногда по 10—15 лет". И действительно, не говоря уже о мелких улучшениях внешнего вида Смоленска, Х. оказал ему много услуг более существенных: так, он исходатайствовал у государя ссуду в миллион рублей на нужды города (1829), еще носившего на себе следы Наполеоновского нашествия, учредил в Смоленске публичную библиотеку с кабинетом для чтения (1831), устроил первую в России губернскую "выставку ремесленных и мануфактурных изделий" с целью поощрить местное производство, составил статистическое описание 12-ти городов и нескольких уездов Смоленской губернии, описание земледельческой, ремесленной и торговой ее промышленности, агрономическую карту губернии и т. п. Его заботам обязан город устройством сада на Облонье, срезкой соборной горы, препятствовавшей сообщению нагорной стороны Смоленска с заднепровьем, и многими другими улучшениями благоустройства города.
В деле внутренней жизни губернии Хмельницкому пришлось столкнуться с двумя очень щекотливыми по тому времени вопросами: о злоупотреблении помещичьей властью и о положении раскольников.
Грубые крепостники в лице Хмельницкого постоянно встречали твердое и настойчивое противодействие: он всегда брал сторону угнетаемых крестьян, как только замечал со стороны помещика нарушение закона или превышение власти.
На подобные случаи ему приходилось иногда наталкиваться совершенно случайно, во время поездок на ревизии, когда он запросто, в сопровождении одного кучера, объезжал губернию и забирался в самые глухие уголки ее. Что касается вопроса о расколе, то умный и гуманный X. понимал, что здесь нельзя ничего достигнуть мерами строгости и насилия, а потому считал полезным постоянно сдерживать пыл не в меру ревностной полиции; такой небывалый доселе образ действий губернатора возбудил против него общее негодование местного духовенства, и оно обратилось к своему архиерею с просьбою "о принятии каких-либо мер". Но губернатор, несмотря на письмо к нему преосвященного, не изменил своей политики по отношению к раскольникам, число которых будто бы сильно увеличилось за время его управления губернией.
Создав себе таким образом многочисленных и сильных врагов, X. подготовил и свое падение.
На него со всех сторон посылались в Петербург доносы, в которых, между прочим, выставлялось на вид то, что все произведенные при Хмельницком казенные постройки в губернии обошлись неимоверно дорого; не забыли указать даже на слабость холостяка Хмельницкого к женскому полу, пользуясь которою от "веселого губернатора" можно было будто бы добиться всевозможных послаблений.
Все это привело к тому, что для исследования дела на месте была назначена комиссия, а X., переведенный 6 июля 1837 г. губернатором в Архангельск, в начале 1838 г. был вызван в Петербург, так как комиссия обнаружила большие хищения казенных денег со стороны строителей Смоленско-Московского шоссе, а на губернатора взводила обвинение, если не в участии в казнокрадстве, то в нерадении к служебным обязанностям.
До окончательного исследования дела X. был заключен в Петропавловскую крепость, где просидел шесть месяцев.
Наконец император, прочитав дело о следствии, убедился в полной невиновности Хмельницкого, приказал немедленно освободить его и даже наградил орденом Владимира 2 ст. X. вышел из крепости уже совершенно разбитый болезнями и душевными страданиями, седой и полуослепший.
В надежде восстановить свое надломленное здоровье, он весною 1843 г. уехал за границу, но, не вылечившись, возвратился в Петербург, где и умер в 1845 г. По словам людей, близко знавших Хмельницкого, это был человек очень добрый, мягкий и душевный, хотя и прикрывавший свою мягкость и добродушие маскою вежливой наружной холодности; он всегда с готовностью отзывался на каждую нужду и несчастие людей и первый спешил подать посильную помощь; на подчиненных он смотрел как на равных и с удивительною деликатностью вникал в их жизнь, интересовался домашней обстановкой и нередко помогал им из своих средств.
Как губернатор, он оставил по себе самую хорошую память среди жителей Смоленской губернии, долго жалевших невинно пострадавшего Хмельницкого, которого любили все, хоть сколько-нибудь его знавшие.
Литература была любимым занятием Хмельницкого, которому он охотно посвящал свои досуги.
Во время пребывания своего в Петербурге X. постоянно вращался в литературных кружках столицы.
Между прочим, он усердно посещал собрания кн. А. А. Шаховского, куда мог ввести его известный театрал С. П. Жихарев, сослуживец Хмельницкого по коллегии иностранных дел. Х. и у себя часто устраивал вечеринки, которые охотно посещались многими писателями и артистами.
Первый литературный опыт Хмельницкого, никогда не появлявшийся в печати, относится к 1806 г., когда он перевел "Зельмиру", одну из слабых трагедий de Belloy; первый же дебют Хмельницкого перед публикой относится к 1817 г., когда появилась на сцене (7 мая) его комедия "Говорун", переделанная на русский лад из французской комедии Gui de Boissy "Le Babillard". Написанная легкими стихами, пиеска эта прошла с большим успехом и впоследствии очень часто давалась на домашних спектаклях.
Такой же успех имела комедия Хмельницкого "Шалости влюбленных" (игр. 19 августа 1817 г.), переделанная им из пиесы Regnard''a "Les folies amoureuses". В следующем году была в первый раз разыграна трехактная комедия в стихах "Своя семья, или Замужняя невеста", написанная для бенефиса М. И. Валберховой кн. А. А. Шаховским в сотрудничестве с А. С. Грибоедовым и Хмельницким, причем последнему принадлежала сцена в 3-м действии, в которой производится "экзамен Наташи". 29 июля того же 1818 г. Х. выступил с одноактной комедией "Воздушные замки", которую он переделал из комедии Collin d''Harleville — "Les chateaux en Espagne", но отнесся к оригиналу, несколько тяжеловатому, очень свободно, заимствуя из него только сюжет и развивая его по своему вкусу; но пиеса от этого только выиграла.
Опера-водевиль "Бабушкины попугаи", переведенная с французского, с музыкой А. Н. Верстовского, была сыграна в первый раз 28 июля 1819 г., по словам П. Н. Арапова производила большой эффект и повторялась очень часто. 18 ноября Х. поставил на сцену "Школу мужей" Мольера, в своем переводе, который, вместе с переводом Мольерова же "Тартюфа" (1826—1828), составляет главную заслугу Хмельницкого в истории нашей литературы.
Мольер до тех пор был известен у нас не в переводах, а только в "переделках", и притом мало удачных;
Х. же дал русской публике хотя и довольно далекий от подлинника, но гладкий стихотворный перевод, и до сих пор не потерявший значения. "Школа женщин" в переводе Хмельницкого очень часто и долго ставилась на сцене Петербургских театров.
В 1820 г. были поставлены еще две новые пиесы его: "Нерешительный, или Семь пятниц на неделе" — комедия в 1 действии в стихах, переделанная из пиесы Collin d''Harleville — "L''Jnconstant", долго не сходившая со сцены, и переделанная с французского опера-водевиль в 1 действии "Карантин", с музыкой А. Н. Верстовского, увертюрой Маурера и танцами.
Деятельность Хмельницкого шла не ослабевая, и в 1821 г. появились еще две его пиесы. Одна из них — "Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской", была сыграна 3-го января в бенефис М. А. Колосовой; темой для нее послужил истинный случай, происшедший с Т. М. Троепольской при начале ее сценической деятельности.
Вторая пьеса была переводная опера-водевиль в 1 действии с музыкой Маурера "Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра". 12 февраля 1822 г. было торжеством для Хмельницкого, ибо переведенная им с французского языка опера-водевиль "Новая шалость, или Театральное сражение произвела положительный фурор среди театралов; успех этот объясняется тем, что в пиесе роли шалунов-мальчиков были исполнены девушками, что явилось совершенным новшеством, доселе никем не применявшимся в театральном искусстве.
Музыка к этой пиесе была написана Маурером, А. Н. Верстовским и А. А. Алябьевым; современники считали "Новую шалость" чуть ли не лучшей из всех водевилей Хмельницкого.
После этого в его драматической деятельности является перерыв.
Напечатав в 1825 г. в альманахе "Русская Талия" перевод забавной оперетки Фавара "Греческие бредни, или Ифигения в Тавриде наизнанку" ("La petite Iphigenie"), которая никогда не была поставлена на сцену, Х. снова появился на театре только в 1826 г., когда в первый раз дана была его одноактная комедия в стихах "Светский случай", прелестно разыгранная И. И. Сосницким и Л. О. Дюровой.
В 1828 г. Х. закончил свой перевод "Тартюфа", над которым работал уже давно; этот труд его вышел еще более удачным, чем перевод "Школы женщин": он и до сих пор еще не устарел и хотя в некоторых местах отступает от оригинала, тем не менее вполне передает дух подлинника.
По неизвестным причинам "Тартюф", одобренный уже цензурою, долго не давался на сцене и только 15 декабря 1841 г. появился впервые на Петербургском театре и сразу же выдержал множество представлений; однако в печати появился только в 1848 г. в журнале "Пантеон" (т. I). В 1829 г. Х. напечатал в альманахе Е. В. Аладьина "Букет" отрывки из своей комедии "Арзамасские гуси", которую он начал уже в 1819 г., но не окончил.
Последними произведениями Хмельницкого, появившимися на сцену при его жизни, были следующие: "Новый Парис", очень веселая опера-водевиль в 1 действии и "Взаимные испытания", комедия в 1 действии в стихах, переведенная с французской одноактной же комедии N. Forgeot "Les Epreuуes" (1785). Из других сочинений Хмельницкого, появившихся при его жизни, назовем: "Мундир, поморский рассказ", довольно бесцветный, написанный, вероятно, по воспоминаниям из жизни в Архангельске (он напечатан, с портретом автора, в 1845 г. в III томе "Ста русских литераторов" Смирдина), и четыре небольших юмористических стихотворения, помещенных в альманахе В. Н. Олина "Карманная книжка любителей русской старины и словесности" (СПб., 1829 г.). К произведениям Хмельницкого, появившимся после его смерти, относятся путевые письма, напечатанные в 1846 г. в "Финском Вестнике" (т. X) и "Иллюстрации" (№ 40 и 41), и исторические пиесы: 1) "Царское слово, или Сватовство Румянцева", комедия в 3 д. из времен Петра Великого, данная в 1-й раз в начале 1848 г. в бенефис В. В. Самойловой 2-й; в этой пиесе мало цельных характеров и драматического движения; 2) "Русский Фауст, или Брюсов кабинет", комедия в 5 д. с прологом, в печати не появлявшаяся до издания сочинений Хмельницкого, но ставившаяся несколько раз на сцене в сезон 1848—1849 гг.; 3) "Обер-кухмейстер Фельтон", водевиль в 1 д. в прозе и стихах, игранный впервые в 1846 г. на Александринском театре; 4) трехактная комедия-водевиль того же названия, никогда не игранная; наконец 5) историческая драма в 5 картинах "Зиновий Богдан Хмельницкий, или Присоединение Малороссии", написанная на основании исторических работ Д. Н. Бантыша-Каменского, И. И. Срезиевского и др. Пиecy эту, равно как и другие исторические комедии, нельзя назвать удачной, чем и объясняется то, что она никогда не была поставлена на сцену. Только три театральных пиесы Хмельницкого вышли отдельным изданием: "Говорун" (СПб., 1817), "Своя семья, или Замужняя невеста" (СПб., 1818) и "Воздушные замки" (СПб., 1818); другие же произведения, частью целиком, частью отрывками, печатались в "Сыне Отечества" (1817, ч. 38, № 20), "Благонамеренном" (1818, ч. III, 1821, ч. XIII, 1822, чч. XVIII и XIX), в "Русской Талии" Булгарина (1825 г.), "Драматическом альбоме на 1826 г." А. Писарева и А. Верстовского, "Драматическом альманахе" на 1828 г. Ард. Иванова и других периодических изданиях.
Кроме того, после Хмельницкого осталось много неизданных сочинений, которые указаны в статье о нем Е. В. Аладьина.
Сочинения Хмельницкого были изданы 2 раза: в 1-й раз, с благотворительной целью, Е. В. Аладьиным в 1829—1830 гг. в 2 частях, под заглавием "Театр Н. И. Хмельницкого", и во 2-й раз А. Ф. Смирдиным в "Полном собрании сочинений русских авторов" в 1849 г., в 3 частях; и это издание вошли, однако, далеко не все произведения Хмельницкого, а приложенная к нему биография Хмельницкого, написанная С. Ф. Дуровым, переполнена ошибками.
В истории русской литературы Х. занимает довольно скромное место, хотя в свое время имя его пользовалось громкой известностью.
Пушкин называл его "любимым своим поэтом". В письме к брату (1825) он говорил следующее: "Х. — моя старинная любовница: я к нему имею такую слабость, что готов поместить в честь его целый куплет в 1-ю песнь Онегина". Х. был веселым и остроумным писателем, но не больше.
Своими игривыми водевилями, всегда естественно и приятно написанными, он ловко умел угождать вкусам и потребностям публики, которая за это и любила его; но когда новизна его пиес прошла, а вместе с тем изменились запросы и стремления общества, Х., не удовлетворявший более этим запросам, стал быстро забываться и потерял свою популярность, а память о нем сохранилась только среди записных театралов и историков литературы. "Сын Отечества", 1825 г., чч. 67 и 63. — "Благонамеренный", 1822 г., ч. 18, № 22, ч. 19, № 27. — "Моск. Телеграф", 1826 г., ч. VII, 1838 г., ч. XXXI и XXXIII. — "Галатея", 1830 г., ч. 17. — "Северный Меркурий", 1830 г., № 14. — "Репертуар", 1845 г., т. ХII. — Сочинения В. Г. Белинского (1845), т. IX, стр. 471. — Е. В. Аладьин: "Воспоминания о Н.. И. Х." ("Пантеон", 1846 г., т. XIII, и отд. изд., СПб., 1846). — "Пантеон", 1848 г., т. I, № 2, отд. VII, т. V, № 10—11, отд. VII, т. VI, № 8—9, отд. IX. — С. С. Дудышкина рецензия на соч. Хмельницкого в "Современнике", 1851 г., т. 29. — П. Н. Арапов: "Летопись русского театра", СПб., 1861. — Я. К. Грот: "Сочин. Державина", т. II и V. — "Портр. галерея Мюнстера", т. 2, СПб., 1869. — В. П. Бурнашев: "Воспомин.
Петербургского старожила", в "Русск. Вестн.", 1872 г., № 10. — А. И. Вольф: "Хроника Петербургских театров", СПб., 1877—1884, ч. I—III. — Записки П.. А. Каратыгина, СПб., 1880. — Записки Н. И. Греча, СПб., 1886. — Н. А. Сиротинин: "Памяти Н. И. Хм.", в "Артисте", 1889 г., кн. 3. — Записки С. П. Жихарева, М., 1892. — Записки М. С. Николева, в "Русс. Арх.", 1893 г., № 10. — Н. И. Коробка, Биограф. очерк Х., в "Ежегоднике импер. театров", сезон 1895—1896 гг., приложения, кн. 1. — "Истор. Вестн.", 1895 г., т. 62. Б. Л. Модзалевский. {Половцов} Хмельницкий, Николай Иванович — сын Ивана Парфеновича, довольно известный драматический писатель.
Родился в 1789 г.; учился в Горном корпусе.
Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству.
В 1812 г. X. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом дипломатические поручения.
Литературная деятельность X. началась в 1811 г. переводом "Зельмиры", трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII в., Беллуа.
По возвращении из заграничного похода X. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал-губернаторе, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором.
Им было составлено "Руководство к ведению русских законов", до трудов Сперанского ценное пособие для администратора и юриста.
В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700000 р.) в капитал для призрения гражданских чиновников.
Первой пьесой X., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буасси "Говорун";, за ней последовала переделка "Шалостей влюбленных" Реньяра.
В 1818 г. X. выступил с комедией "Воздушные замки", являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий Коллэна д''Арлевиля; позднее X. переделал еще несколько пьес этого писателя.
Переделывал X. довольно свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях.
В выборе заимствований он руководился, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя — не на лучших произведениях.
Излюбленным родом X. был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов, сочинивший в сотрудничестве с X. и Шаховским комедию-водевиль: "Своя семья". У Фавара X. заимствовал оперетку "Греческие бредни" и, может быть, "Новый Парис". По-видимому, переделками являются и другие водевили X. — "Бабушкины попугаи", "Взаимные испытания", "Новая шалость", "Карантин" и пр., — но источники их не указаны.
Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью.
Наиболее серьезной литературной заслугой X. является перевод Мольеровых "Школы женщин" и "Тартюфа". Перевод "Школы женщин" можно признать художественным, но X. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы пьеса вышла посмешнее.
Перевод "Тартюфа" выше перевода "Школы женщин": он значительно ближе к подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей.
Как губернатор, X. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев: первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное оружие. X. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск, а потом вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел с 1837 по 1843 г. Степень виновности X. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия.
По освобождении своем X. уехал за границу, откуда писал путевые письма.
К этому времени относятся, по-видимому, и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его водевили, но без живости и веселости последних.
В комедии "Обер-кухмейстер Фельтен" в чисто водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер; в комедии "Русский Фауст" водевиль выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий X. — "Царское слово, или сватовство Румянцева"; наиболее слабой является комедия "Зиновий Богдан X., или присоединение Малороссии". Умер X. в 1845 г. в Петербурге.
Сочинения X. изданы в 1849 г. Смирдиным.
О нем см. Дудышкин, "Современник" (1851, № 9); Г. Б — ов, "Русский Вестник" (1895, сентябрь);
Добротворский, "Исторический Вестник" (1889, декабрь);
Н. Коробка, "Ежегодник императорских театров" (сезон 1895—6 г., прил., кн. I). Н. Коробка. {Брокгауз}