Харламов Алексей Алексеевич
— живописец, преимущественно портретист; род. в 1842 г. в Саратове; двенадцати лет от роду начал посещать классы Императорской академии художеств, в которой числился учеником проф. А. Т. Маркова.
Во время прохождения академического курса получил за свои успехи в рисовании и живописи малые серебрян. медали в 1857 и 1862 г., две большие серебр. медали в 1863 г. и за написанную по программе картину "Крещение киевлян" малую золот. медаль в 1866 г. За исполнение другой картины на заданную конкурсную тему: "Возвращение блудного сына в родительский дом" (наход. в музее Академии) был в 1868 г. удостоен больш. золот. медали и на следующий за тем год отправился в чужие края в качестве пенсионера Академии.
Посетив Берлин, работал в Париже под руководством Л. Бонна, отсюда сделал экскурсию в Бельгию и Голландию, где, в Гааге, написал, по заказу СПб. акд. худ., превосходную копию с картины Рембрандта "Урок анатомии" (нах. в муз. Акад.). После того поселился в Париже, в котором живет и в настоящее время. В 1874 г., за присланные в СПб. на академическую выставку картины: "Головка итальянки", "Бедный музыкант" и "Голова мордовки", а также за вышеупомянутую копию, получил звание академика.
С 1872 г. состоит членом Товарищества передвижных художественных выставок, на которых и являются его новые произведения почти ежегодно.
Специальность X. составляют портреты, грациозные женские и детские головки и несложные сцены из жизни детей. Характером своей живописи, колоритной и сочной, он несколько походит на своего парижского руководителя, Бонна. Как на известнейшие его работы можно указать на портреты И. С. Тургенева (в Русск. музее импер. Александра III в СПб.), Е. А. Третьяковой (в Третьяковской гал., в Москве), М. Н. Галкина-Врасского (в Радищевск. музее в Саратове) и на картины: "Итальянка" (у наследн.
Д. П. Боткина, в Москве), "Женская головка" (у Государыни Императрицы Марии Федоровны) и "Головка мальчика-цыгана" (в Муз. имп. Александра III). {Брокгауз}