Хачатурян Арам Ильич
(род. 6.VI.1903 в с. Коджоры, близ Тифлиса, ум. 1.V.1978 в Москве) — сов. композитор, дирижер, педагог, муз. деятель.
Рано обнаружив муз. дарование, к систематическим занятиям музыкой приступил лишь на 19 году жизни, после переезда в Москву (1921). Учился в муз. техникуме им. Гнесиных (1922—29) первоначально по классу виолончели, с 1925 в классе композиции М. Гнесина.
Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории (1929—34) у Н. Мясковского (композиция) и С. Василенко (инструментовка).
Окончив с отличием (дипломная работа — I симфония), был принят в аспирантуру к Н. Мясковскому (оконч. в 1937). В 1938—39 участвовал в подготовке первой декады армянского искусства в Москве.
В годы Великой Отечественной войны интенсивно работал над созданием произведений военно-патриотического характера.
В 1950 начал дирижерскую деятельность, выступая с авторскими концертами как в Советском Союзе, так и за рубежом.
В том же году приступил к педагогической работе.
С 1952 проф. композиции Московской консерватории и Муз.-педагогич. института им. Гнесиных.
В числе его учеников Р. Бойко, Л. Лапутин,. Э. Оганесян, Л. Солин, А. Эшпай, И. Якушенко, А. Виеру (Румыния) и др. Много времени X. уделял общественной деятельности: с 1939 по 1948 зам. пред. оргкомитета СК СССР, с 1957 чл. правления и секретарь СК СССР. В 1938 избирался; депутатом Верховного Совета Армянской ССР, в 1958 — депутатом Верховного Совета СССР. Кроме того, был чл. президиума Союза обществ дружбы с зарубежными странами, президентом Сов. ассоциации дружбы СССР—Лат. Америка, чл. Советского комитета защиты мира и мн. др. Неоднократно представлял сов. муз. искусство за рубежом в качестве делегата на съездах, конференциях, в жюри междунар. конкурсов и т. п. Заслуги X. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. АрмССР (1938), засл. деят. иск. РСФСР (1944), засл. деят. иск. УзССР (1967), нар. арт. РСФСР (1947), нар. арт. СССР (1954), нар. арт. АрмССР (1955), нар. арт. Груз. ССР (1963), а также награждением орденами Ленина (1939, 1963, 1973), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1946, 1966), X. — лауреат Ленинской премии (1959), Гос. премий СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971) и АрмССР (1965); доктор искусствоведения (1965), действит. чл. Академии наук АрмССР (1963), почетный академик итальянской муз. академии Санта-Чечилиа (1960), чл.-корр. Академии искусств ГДР (1961), почетный проф. Мексиканской консерватории (1960), Герой Социалистического Труда (1973). Преимущественная сфера творчества X. — инструментальная музыка (в области муз. театра — балет). Музыка его сочетает оригинальность с близостью к интонационной природе и ритмике народного муз. искусства Армении (отчасти и к муз. фольклору других народов Кавказа и Закавказья), отмечена жизненной силой, богатством творческой фантазии, мелодической щедростью, темпераментом, красочностью. "Это прежде всего пир музыки... Нечто рубенсовское в пышности наслаждающейся жизнью мелодики и роскоши оркестровых звучаний... Искусство Хачатуряна зовет: “Да будет свет и да будет радость”" (Б. Асафьев).
Соч.: Музыка Гос. гимна АрмССР (1944); балеты "Счастье" (1939), "Гаянэ" (1942, нов. ред. 1957), "Спартак" (соч. 1954, пост. 1956); 3 симфонии (I — 1935, II — Симфония с колоколом, 1943, III — Симфония-поэма, 1947), Торжественная поэма (1950), Приветственная увертюра (1958), Русская фантазия (1944), Ода памяти В. И. Ленина (1950), Танцевальная сюита (1933); сюита из музыки к пьесе "Валенсианская вдова" (1940), 3 сюиты из балета "Гаянэ" (1943), сюита из музыки к драме "Маскарад" (1944), сюита из музыки к к/ф "Сталинградская битва" (1949), 3 сюиты из балета "Спартак" (1955), сюита из музыки к пьесе "Лермонтов" (1959) и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1936), для скр. (1940), для влч. (1946) с орк.; концерты-рапсодии для фп. (1955), для скр. (1961), для влч. (1963) с орк.; 3 арии для соп. с орк. (1946), "Баллада о Родине" для баса и орк. (1961); кантаты; "Ода радости" для анс. скр. и арф, м.-соп., смеш. хора и орк.; камер. анс., в т. ч. Квартет (1931), Трио для кларн., скр. и фп. (1932), Соната для скр. и фп. (1932), 3 пьесы для 2 фп. (1945); соч. для фп., в т. ч. Соната (1961), Сонатина (1958), "Детский альбом", 2 тетр. (1947, 1965), Поэма (1927), Сюита (в т. ч. Токката, 1932) и др.; пьесы для скр., в т. ч. Танец № 1 (1926), Песня-поэма (1929); песни; музыка к спектаклям (в т. ч. к трагедиям "Макбет", "Король Лир" Шекспира, "Валенсианская вдова" Лопе де Вега, "Кремлевские куранты" Погодина, "Илья Головин" Михалкова, "Глубокая разведка" Крона, "Лермонтов" Лавренева), музыка к к/ф, в т. ч. "Пэпо", "Зангезур", "Русский вопрос", "Сталинградская битва", "Владимир Ильич Ленин", "Секретная миссия", "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Отелло", "Поединок" и др. Хачатурян, Арам Ильич Род. 1903, ум. 1978. Советский композитор, дирижер, педагог.
Ученик М. Ф. Гнесина, позднее (1929—34) — Н. Я. Мясковского.
Как профессиональный композитор дебютировал в конце 1920-х — 1930-е гг. Произведения: сонаты, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Первая симфония (1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), "Поэма о Сталине" (1938), "Счастье" (балет, 1939), Концерт для скрипки с оркестром (1940), "Гаянэ" (балет, 1942), Вторая симфония (1943), "Спартак" (балет), Фортепианный концерт (40-е гг.), Скрипичный концерт и др. В 1939—48 гг. один из руководителей Союза композиторов СССР. С 1950 г. преподаватель Института им. Гнесиных, с 1951 г. — Московской консерватории.
Лауреат Ленинской премии (1959).