Кессиди Феохарий Харлампиевич
(р. 13.03.1920) — спец. по истории античной филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Санта Цалкского р-на (р-н с компактным проживанием греков) Грузии.
Один год проучился в МИНХ. С 1939 — студент филос. ф-та МИФЛИ. В 1941 К. обратился в райвоенкомат с просьбой о мобилизации в действующую армию, однако получил отказ. Поскольку МИФЛИ эвакуировался в Среднюю Азию, К. предпочел вернуться на родину, нек-рое время был зав. библиотекой Цалкского райкома партии.
Работая в 1942—1945 учителем, а затем завучем и директором Сантинской школы. К. экстерном закончил 3-й и 4-й курсы филос. ф-та Тбилисского гос. ун-та. В 1945 был восстановлен на 5-м курсе филос. ф-та МГУ. Окончил МГУ (1946) и асп. по кафедре истории филос. Канд. дисс. — "Философия Гераклита Эфесского" (1950). В 1950—1970 преподавал филос. в разл. вузах Москвы: Кооперативном ин-те, Художеств. ин-те им.Сурикова, Ин-те иностр. яз. им. М.Тореза.
С 1970 до 1992 работал в ИФ АН СССР (РАН). С 1992 живет в Греч. Республике.
Докт. дисс. — "Раннегреческая философия и ее отношение к мифу, искусству и религии" (1968). В 1987 Афинская академия наук избрала К. своим чл.-корр. К. — отв. ред. кн. "Платон и его эпоха" (1979); отв. ред. и один из авторов сб."Греческая философия и ее культурно-историческое значение" (М., 1985, на франц. яз.). К. — инициатор "Аристотелевских чтений" (с 1978); одна из конф. в рамках этих чтений (1987) завершилась открытием памятника Аристотелю в г. Цалка. Памятник был установлен на ул. "Советской", впоследствии переименованной в "улицу Аристотеля". К. внес значительный вклад в изучение истории древнегреч. филос. Согласно его концепции, становление филос. мысли на самостоятельный путь развития явилось процессом перехода от мифа к логосу, от мифологич. отождествления к художеств. сравнению и от художеств. сравнения к науч. аналогии и отвлеченному понятию; в учениях ранних греч. философов чувственный образ и отвлеченное понятие связаны между собой, составляют "теорию"; раннегреч. философам чужд дуализм мышления и бытия, субъекта и объекта, общего и конкретного; элейцы, ставшие на путь рационального постижения мира и открывшие "чистый разум", столкнулись с трудностями, выраженными в апориях Зенона.
В сферу науч. интересов К. кроме истории древнегреч. филос. входят филос. проблемы генетики человека, советология (в частности, межнац. отношения), проблемы сов. греков.
В наст. вр. занимается проблемами эллинопонтийцев.
Соч.: Диалектика и материализм в философии Гераклита Эфесского // ВФ. 1953. № 5; Демократия, рационализм и материализм в античном мире // В. истории мировой культуры. 1958. № 5; Религиозное свободомыслие и атеизм в Древней Греции // Философские науки. 1962. № 1; Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского.
М., 1963; От мифа к логосу. (Становление греческой философии).
М., 1972; Сократ.
М., 1976 (2-е, дополненное изд. — 1988); Изучение философии Платона в СССР // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения.
М., 1979; К проблеме социально-политических взглядов Гераклита Эфесского.
М., 1980; Гераклит.
М., 1982; Этические сочинения Аристотеля // Аристотель.
Соч. в 4 т. Т.4. М., 1984; Греческая философия и ее культурно-историческое значение.
М., 1985 (на франц. яз.); Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода // Проблемы античной культуры.
М., 1986; Историко-философские статьи и критические заметки.
Афины, 1987 (на греч. яз.); Была ли у древних греков идея истории // ВФ. 1987. № 8; Философские и этические проблемы генетики человека. (Депонир.). М., 1988; Открытое письмо Александру Зиновьеву // Московские новости. 29.10.1989. № 344 (486); Об одной особенности менталитета древних греков // ВФ. 1996. № 2; О парадоксе России // Там же. 2000. № 6.