Кавос Катерино Альбертович
(Саterino Cavos) — известный капельмейстер петербургских театров и композитор, род. в 1775 г. в Венеции, ум. 28 апреля 1840 г. Его отец был директором театра La Fenice в Венеции.
Воспитываясь в театральной обстановке, Катерино Кавос с детства проявлял большие музыкальные способности.
Музыкой занимался он под руководством Бианки, профессора капеллы св. Марка, и в 12-летнем возрасте уже написал кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию.
Эта работа была замечена и заслужила благоволение императора.
На 14-м году он по конкурсу получил право занять место органиста в церкви св. Марка, но добровольно уступил его своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством; этот великодушный поступок молодого Кавоса увеличил еще более уважение, с которым относились к нему его товарищи и вообще соотечественники.
Огромный успех имела его новая большая кантата, написанная по случаю заключения мира в Кампо-Формио (1797 г.), по которому Венеция присоединялась к Австрии.
В это же время он написал музыку к балету "Сильфида". В 1798 г., во время пребывания своего в Германии, он встретил антрепренера Казасси, содержавшего итальянскую оперу в Петербурге и, по его приглашению, поступил в его труппу капельмейстером; но с 1 апреля 1799 г. Кавос поступил уже на службу дирекции.
По приезде в Петербург молодой композитор обратил на себя внимание тем, что написал целую арию для одного безголосного певца, основав ее чуть ли не на одной ноте, оказавшейся в силах певца. Певец имел успех, а самая ария так понравилась, что Кавос сделался любимцем публики.
Вскоре итальянская опера в Петербурге окончила свое существование и уступила место французской музыке, представителями которой являлись Боальдье и Парис. Кавоса перевели во французскую труппу и ему пришлось писать музыку для французских опереток; из них наиболее обращали на себя внимание "Les trois bossus", "L''intrigue dans les mines", "Les trois sultans" и др. Но главная заслуга Кавоса состоит в том, что он обратил в музыке серьезное внимание на русские народные элементы, изучал русские песни и мотивы и хотя не создал русской оперы в строгом смысле, как М. И. Глинка, но тем не менее стремился к этому всеми силами и до некоторой степени проложил путь другим.
Видя, с каким восторгом публика приняла оперу Кауера и Давыдова "Русалка", Кавос усердно принялся за разработку русской национальной музыки и 5 мая 1805 г. шла в первый раз его опера "Князь Невидимка", в 6 действиях; это одна из самых длинных опер того времени; представление ее продолжалось семь часов, но опера очень поправилась публике; 12 мая она была повторена в присутствии Императорской фамилии, но уже с сокращением до 4-х действий. 31 декабря 1806 г. была поставлена вторая опера Кавоса в том же роде "Илья богатырь", на слова И. A. Крылова, в 4-х действиях.
Обе эти оперы долго не сходили со сцены и давали хорошие сборы. Весьма долго держалась на сцене и третья его опера "Жар-птица", с сюжетом, заимствованным из русской сказки, но наибольшим успехом пользовалась патриотическая опера "Иван Сусанин (в 2-х действиях), являющаяся самым капитальным произведением Кавоса.
В первый раз она была исполнена 19 октября 1815 г. и много лет не сходила со сцены. Последнею его оперою была "Новая суматоха", представлявшая собою сбор музыки из разных авторов и имевшая лишь временный успех. В течение своей деятельности в России Кавос написал музыку к 32-м русским оригинальным операм и к 6-ти переводным, много водевилей и балетов, кантат, интермедий, полонезов и т. п. Кроме композиторской деятельности Кавос усердно занимался сложными обязанностями по управлению оперным оркестром и труппою, преподавал музыку и пение в театральном училище, в Смольном и Екатерининском институтах и во многих знатных домах. Ни одно большое празднество при Дворе не обходилось без его деятельного участия в сочинении, разучивании и постановке на придворной сцене оперных пьесок, хоров, гимнов, кантат и проч. Во всех принимаемых на себя обязанностях он всегда являлся исполнительным, усердным, знающим и талантливым и благодаря этому постоянно пользовался благосклонностью трех императоров Павла І, Александра I и Николая І, а также других Высочайших особ; преимущественно благоволила к Кавосу супруга императора Павла Петровича, императрица Мария Феодоровна.
По ее представлению он разновременно получил за свои занятия с институтками чин 9-го класса и ордена св. Владимира 4 ст. и св. Анны 3 ст., — для музыканта и вообще для артиста эти награды, по тому времени, считались беспримерными. — Кавос работал на пользу музыкального развития русского общества более 42 лет и умер в Петербурге 28 апреля 1840 г. Его музыкальные заслуги признаются всеми. Для русского оперного театра он сделал очень много и в первые 40 лет XIX века русская опера процветала только благодаря его неутомимым трудам и неослабевающей энергии.
Как музыкальный педагог он дал русской опере нескольких первоклассных певцов и певиц, но как композитор он может быть оцениваем, разумеется, условно, лишь с точки зрения музыкальных требований того времени.
Музыкальная критика установила на Кавоса, такой взгляд: будучи итальянцем, он не мог отделаться ни от влияния родственной ему музыки, ни от традиций школы; поэтому в его русских операх итальянский элемент играет видную роль и постоянно перемежается с русской мелодией; сознательно или бессознательно он старался согласить простую, задушевную русскую песню с фиоритурной вычурной итальянской музыкою; выходило нечто слащавое, иногда эффектное, но далеко не глубокое и не самобытное; впрочем, три четверти столетия тому назад самобытной русской музыки, можно сказать, еще не существовало и не мудрено, что произведения Кавоса казались верхом совершенства.
Но если Кавосу и не удалось создать для нашей национальной музыки ничего самобытного, его заслуги все-таки весьма почтенны; он составляет в истории нашей музыки переходную ступень от компилятивно-подражательной эпохи XVIII столетия к сантиментальному творчеству эпохи позднейших талантливых русских композиторов.
Еще более важны его заслуги в том отношении, что он впервые популяризировал сокровища русской национальной песни и умел в течение многих лет поддерживать интерес к ним в нашей публике, вообще скорее сторонившейся от всего русского.
В известном смысле можно сказать, что в истории русской оперы Кавос составляет собою целую эпоху; А. Н. Серов, собираясь писать историю русской музыки и русской оперы, думал к первому периоду отнести оперу в Россию до Кавоса, а второй посвятить исключительно Кавосу и его времени. — Как человек, Кавос отличался большою живостью, свойственною вообще южанам, веселым, простым характером, добротою и готовностью на всякую услугу.
Об этом вполне согласно свидетельствуют все его современники.
П. А. Каратыгин, называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов; зачастую он помогал им своими деньгами.
Каратыгин указывает, что Кавос, несмотря на то, что сам написал оперу на тот же сюжет, который послужил Глинке для его "Жизни за Царя", усердно и с любовью принялся разучивать оперу нового своего соперника и хлопотал о ней как о своей собственной.
Сам M. И. Глинка подтверждает этот факт. Такие качества в характере Кавоса приобрели ему всеобщее уважение его современников, которые сохранили о нем самые лучшие воспоминания. "Биография капельмейстера Кавоса", в "Репертуаре русского театра", 1840, кн. 10, 1—10; "Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, ч. 2, № 4, стр. 62—64; "К. А. Кавос", статья Гилью в "Северной Пчеле", 1840, № 210; М. К. (Кублицкий), "История оперы в лучших ее представителях", 1874, 213—215; В. Морков, "Исторический очерк русской оперы", 1862, 45—49 и др. (здесь приведен список более крупных произведений Кавоса), П. Макаров, "Краткое историческое обозрение русской оперы", и "Музыкальном свете",.1874; Вл. Михневич, "Очерк истории музыки в России", 1879, 317—322; "Biographie universelle des musiciens", par F. J. Fetis, ed. 2, t. 2, Paris, 1878; Записки М. И. Глинки, 1871, 87—88, 91; Записки П. А. Каратыгина, 66—68; "Архив дирекции Императорских театров", СПб. 1892. Вып. І, отд. І, стр. 108. Н. Л—ский. {Половцов} Кавос, Катерино Альбертович (род. 30.X.1775 в Венеции, ум. 10.V.1840 в Петербурге) — рус. композитор (итальянец по национальности), дирижер.
До 1797 репетитор и дирижер в оперных театрах Венеции, Падуи. В 1799 приехал с итал. оперной труппой в Россию, ставшую для него второй родиной.
До конца жизни работал дирижером и композитором в Петербурге (дирижер оперы, муз. инспектор Благородного пансиона и др.). Как композитор, дирижер, педагог сыграл значительную роль в развитии рус. муз. театра.
Под упр. К. 9.XII.1836 состоялось 1-е исп. оперы М. Глинки "Иван Сусанин". Соч.: св. 30 муз-сценич. произв., в т. ч. оперы "Илья Богатырь" (1806), "Иван Сусанин" (1815), "Жар-птица" (1823); балеты "Зефир и Флора" (1808), "Любовь к Отечеству" (1812), "Кавказский пленник, или Тень невесты" (1823); музыка к водев. "Любовная почта" (1806), "Казак-стихотворец" (1-й рус. водев., 1812); кантата "Герой" (1797) и др.