Катульская Елена Климентьевна
[21.5 (2.6).1888, Одесса — 19.11. 1966, Москва] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог.
Нар. арт. СССР (1965). Род. в семье начальника станции "Одесса-порт". С восьми лет училась игре на ф-п. Занималась в одесской гимназии и одновременно училась на муз. курсах Лаглера (кл. ф-п. и в 1904—05 кл. пения И. Супруненко).
С 1905 жила в Петербурге, где давала уроки музыки и начала серьезно заниматься пением у И. Прянишникова (под его рук. за два года подготовила партии Антониды, Марфы — "Царская невеста", Маргариты — "Фауст", Джильды и др.). В 1907— 09 обучалась в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой).
В этот период давала уроки музыки и франц. яз., а также была секретарем известного В. Татарино-ва. На оперной сцене дебютировала в консерваторском спектакле 8 дек. 1908 в партии Миссис Форд, обратив на себя внимание изящной вокализацией и яркой сцен. игрой. На спектакле присутствовал упр. им. т-рами В. Теляковский.
По его предложению певица дебютировала весной 1909 в партии Лакме (при подготовке этой партии занималась с педагогом по пластике драм. актрисой Д. Мусиной) на сцене петерб.
Мариинского т-ра, где выступала до 1913. В 1913 — 46 солистка моск. Большого т-ра (впервые на этой сцене дебютировала в 1911). Ежегодно в летние месяцы гастролировала в Н. Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Оренбурге (антр. Д. Южина, 1911), Киеве (антр. А. Брагина, 1912), Кисловодске (1913; здесь за две недели подготовила партию Олимпии).
Обладала сильным, звучным, ровным во всех регистрах голосом мягкого, "серебристого" тембра и обширного диапазона (свободно брала фа 3-й октавы) , легкой подвижной колоратурой, чувством стиля и сцен. дарованием.
Будучи солисткой Мариинского т-ра, подготовила партию Джульетты ("Ромео и Джульетта" под рук. И. Тартакова, к-рый особое внимание уделял исп. речитативов.
В период выступлений на сцене Большого т-ра брала уроки у балерины Е. Долинской и совершенствовалась в пении под рук. Е. Терьян-Коргановой (с ней подготовила партии Антониды, Людмилы — "Руслан и Людмила", Марфы — "Царская невеста", Царевны Лебеди, Волховы).
В 1918—22 занималась в оперной студии Большого т-ра под рук. К. Станиславского.
Репертуар певицы включал 46 партий (колор., лирич. и лирико-драм.), из к-рых 16 — в операх рус. композиторов.
Чередовалась в лирико-колор. репертуаре с А. Неждановой, Е. Степановой и А. Добровольской. 1-я исп. вСССР партии Лючетты ("Четыре деспота"). Лучшие партии: Снегурочка, Марфа ("Царская невеста"). Др. партии: Ксения ("Борис Годунов"), Татьяна, Панночка-русалка, Шемаханская царица;
Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Мими ("Богема"), Чио-Чио-сан, Маргарита Валуа, Паж Урбан, Манон, Недда. Партнеры: И. Алчевский, И. Ершов, М. Каракаш, А. М. Лабинский, С. Лемешев, В. Лосский, В. Петров, Г. Пирогов, Л. Собинов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин.
Пела п/у А. Бернарди, Н. Голованова, Э. Купера, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, В. Сука. К. была также выдающейся камерной певицей.
С 1907 вела активную конц. деят-сть: выступала на сцене Дворянского собрания (Петербург, ныне Большой зал Ленингр. филармонии), в 1910—1.3 неоднократно выступала с Орк. рус. нар. инструментов п/у В. Андреева в Петербурге и Кронштадте.
Репертуар составляли рус. нар. песни, романсы М. Глинки, А. Алябьева, А. Гурилева, арии из опер. В 1911 совместно с В. Петровым гастролировала по Бессарабии.
С 1913 принимала активное участие в моск. концертах п/у С. Кусевицкого, "Исторических концертах", организованных С. Василенко.
После 1917 выступала в симф. концертах п/у Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, В. Сука, А. Коутса (в Реквиеме В. А. Моцарта, "Stabat mater" Дж. Россини), в концертах "Московского трио" (В. Шор, Е. Пинке, Б. Крейн), квартета Большого т-ра, с арфистками В. Дуловой, К. Эрдели.
Выступала перед рабочими и красноармейцами.
Гастролировала в Белоруссии, Закавказье, на Дальнем Востоке, Зап. Украине, в Монголии (1938) и Польше.
На конц. эстраде выступала до 1958. Камерный репертуар певицы был обширным (св. 700 произв.): соч. старых итал. и франц. мастеров — Ф. Дуранте, Дж. Каччини, Дж. Паизиелло, Дж. Перголези, А. Гретри, Ж. Б. Векерлена, современных франц. композиторов — К. Сен-Санса, К. Дебюсси), австр. композиторов — В. А. Моцарта, X. Вольфа, нем. классиков — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, славянских композиторов — Ф. Шопена, С. Монюшко, Б. Сметаны, А. Дворжака, рус. и сов. композиторов — М. Мусоргского, Ц. Кюи, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Р. Глиэра, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Ю. Шапорина, И. Дунаевского, A. Хачатуряна (1-я исп. ряда его романсов), Г. Свиридова.
Н. Раков посвятил певице романс "Ласточка". В 1935 преподавала в Оперной студии Большого т-ра, позднее работала старшим вокальным консультантом т-ра (до 1951), в 1948 — 66 преподавала в Моск. конс. (с 1950 проф.). Воспитала свыше 20 певцов, среди к-рых — Л. Гриценко, Н. Добриянова (болгарская певица), А. Масленников, Т. Милашкина, Т. Дроздова, Го Шучжень (китайская певица), Ю. Якушев.
Записывалась на грампластинки (св. 200 произв), фирмами "Граммофон" и РАОГ, выступала по радио (с сер. 1920-х гг.). Автор многих статей по вопросам вокального искусства и воспоминаний (об А. Неждановой, B. Петрове, Н. Обуховой, Л. Собинове, К. Держинской, Л. Савранском, А. и Г. Пироговых, И. Козловском, С. Мигає). В 1941 — 66 под ред. К. вышло 11 сборников вокальных произведений.
Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1966), "Знак Почета" (1937). Гос. премия СССР (1950). Соч.: Тридцать лет на оперной сцене / Творческая автобиография Е. К. Катульской к 30-летию сценической деятельности// Декада моск. зрелищ. 1939. № 31; Работа с молодым певцом в театре // Материалы всесоюзной конференции по вокальному образованию. 1940. — М.; Л., 1941. C. 120—126; Замечательный русский артист / о Л. Савранском/ // Сов. артист. 1961. № 19; Соревнование молодых певцов // Сов. искусство. 1938. 22 дек.; Расцвет народного творчества // Рабочая Москва. 1938. 23 мая. Лит.: Грошева Е. Катульская. — М., 1957; Лемешев С. Народная артистка // Сов. культура. 1958. 3 июня; Озеров H. H. Оперы и певцы: Высказывания, впечатления. — М., 1964. С. 182—183; Покровский Б. Большой путь в искусстве // Сов. культура. 1968. 20 июня; Максакова М. Ее не забыть никогда // Сов. музыка. 1968. № 6; Костецкий Е. Памяти Катульской // Там же. 1973. № 11; Елена Климентьевна Катульская / Ред.-сост. Е. А. Грошева. — M., 1973; Лемешев С. Елена Климентьевна Катульская // Муз. жизнь. 1974. № 6; Поляновский Г. А. 70 лет в мире музыки. — М., 1981. С. 196—197; Максакова М. Артистка, художник, педагог // Веч. Москва, 1983. 3 июня.