Катрич Алексей Николаевич

(род. 25.10.1917) — летчик-истребитель, заслуженный военный летчик СССР (1965, один из первых), Герой Советского Союза (1941), генерал-полковник авиации.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 27 иап ПВО. 11 августа 1941 г. на подступах к Москве, израсходовав в бою все боеприпасы, на высоте 9000 м таранил самолет-разведчик Do-217. 12 сентября совершил второй таран. Всего за годы войны совершил более 250 боевых вылетов, сбил 14 самолетов противника.

Воевал на именном Як-1, построенном на средства председателя колхоза "Чапаевец" И. Д. Фролова.

После войны занимал ответственные посты в ВВС, был 1 зам. министра Гражданской авиации.

Катрич, Алексей Николаевич Заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО) лейтенант.

Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка ныне Краснокутского района Харьковской области в семье крестьянина.

Украинец.

Член КПСС с 1941 года. Окончил 7 классов и 4 курса рабфака Харьковского зоотехнического института.

В РККА с 1935 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков в 1938 году. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 11 августа 1941 года лейтенант Катрич А. Н. в 9.30 на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М. И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 идущего курсом на Бологое.

Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром.

Тогда Катрич в одиночку бросился за "Дорнье". Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошел вдоль железной дороги Москва-Ленинград.

Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулеметной очередью от хвоста к мотору весь самолет.

Стрелок из кабины открыл ответный огонь, но не причинил вреда истребителю.

Второй очередью Катрич поджог один из двигателей, третьей — убил стрелка.

Следующей очередью он намеревался ударить по кабине пилота, но патроны кончились. "Дорнье" продолжал лететь.

Тогда Катрич принял решение таранить.

Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашел к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолета повредил стабилизатор и киль. После этого мгновенно убрал газ и отвернул истребитель в сторону, чтобы не задеть плоскость "Дорнье". Самолет противника качнулся, потом свалился на крыло и пошел вниз. На высоте 600 м вражескому летчику удалось выровнять самолет, но не на долго. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел.

Весь экипаж во главе с лейтенантом Р. Родером погиб. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром.

Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран. 12 сентября 1941 года в воздушном бою на дальних подступах к Москве лейтенант Катрич вторично применил таран и уничтожил бомбардировщик противника.

Произвел посадку на своем аэродроме.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Николаевичу Катричу присвоено 28 октября 1941 года. В 1943 году гвардии капитан Катрич А. Н. получил самолет Як-1, построенный на средства председателя колхоза "Чапаевец" Саратовской области И. Д. Фролова.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка. Всего за время войны совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолетов противника.

После войны продолжал службу в авиации.

В 1950 году окончил с отличием Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1959 — Военную академию Генерального штаба. Занимал ответственные должности в ВВС, был первым заместителем министра Гражданской авиации.

Одному из первых Катричу в 1965 году присвоено звание "Заслуженный военный летчик СССР". Генерал-полковник авиации Катрич А. Н. живет в Москве.

Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени, орденом Почета, медалями.